Юбилей, в римско-католической церкви

247

(юбилейный год) — У древних римлян через каждые сто лет совершались особого рода "столетние игры" (ludi saeculares). В эти праздники совершались молитвы богам-покровителям о процветании империи и всего римского народа и в продолжение трех дней и ночей, при громких звуках музыкальных инструментов, давались различные представления в храмах и публичных местах. Этот древний римский обычай, как и многие другие, поддержан был и римскими папами, не упускавшими случаев обращения язычников в христианство и утверждения последнего через сохранение и освящение народных обычаев, и потому в свою очередь установили празднование столетнего или юбилейного "отпустного" года. Первый случай такого празднования, исторически засвидетельствованный, относится к 1300 г.

По рассказам современников, в последние дни 1299-го года стало стекаться в Рим необычайное количество богомольцев не только из провинций Италии, но и из других стран Западной Европы, в особенности из Франции. Когда о причинах этого явления спрашивали богомольцев, они ссылались на дошедшее до них от отцов и дедов предание, будто бы тот, кто посещает Рим и поклоняется святым мощам первоверховных апостолов при наступлении сотого года каждого века, получает полную индульгенцию. Папа Бонифаций VIII предписал произвести по этому поводу расследование в архивных документах, но никакого подтверждения народной молвы найдено не было. Между тем нашлось несколько столетних старцев, которые с уверенностью утверждали, что при наступлении минувшего века их отцы были в Риме и действительно пользовались всеми благами священного обычая.

Под влиянием этих обстоятельств папа Бонифаций решил дать утверждаемому народной молвой обычаю твердую каноническую постановку. 23-го февраля 1300 г. Появилась папская булла "Antiquorum habet", которая и положила начало римским Ю. В этом кратком документе Бонифаций ничего не говорит ни о происхождении обычая, ни о каких-либо особенных побуждениях, которые объясняли бы появление папского распоряжения. Высказывается лишь мысль, что первоверховным апостолам частыми благоговейными посещениями их базилик оказывается особенно высокое почитание, причем и для духовной жизни самих верующих такие посещения сопровождаются весьма благотворными последствиями. Ввиду этого папа определяет, чтобы в наступившем 1300 г., а также и на будущее время в каждом сотом году, посещающие базилики св.

Апостолов Петра и Павла с истинным покаянием и исповедью получали полную индульгенцию. Обитателям Рима булла предписывает совершать посещения базилик в продолжение тридцати дней, а пришельцам из провинций или из других стран — в продолжение пятнадцати дней, причем дни эти могут следовать и непрерывно, и с промежутками, лишь бы в каждый из них богомолец посетил по крайней мере по одному разу обе базилики. Выполнивший это условие в течение юбилейного года получает индульгенцию. В среде верующих Западной Европы булла Бонифация встретила весьма сочувственный прием, и богомольцы, явившиеся в Рим по ее призыву, считались сотнями тысяч. Блестящий успех первого опыта возбудил желание повторить его в возможно скорейшем времени.

Ускорения Ю. Особенно желало население города Рима, на долю которого преимущественно выпадали не только духовные блага Ю., но и его обильные материальные выгоды, так как сотни тысяч богомольцев оставляли в Риме миллионы дукатов. Свои желания римское население выразило в нескольких петициях, посланных папе Клименту VI, пребывавшему в то время в Авиньоне. Результатом петиций была новая папская булла ("Unigenitus Dei filius"), изданная в 1343 г., в которой Климент сокращает срок Ю. Со ста лет на пятьдесят, и потому 1350 г. Провозглашает юбилейным. В оправдание произведенного сокращения папа указывает на то, что по закону Моисееву юбилейным признается именно пятидесятый год, и пятидесятому числу вообще в Писании дается особое освящение, например ниспосланием в пятидесятый день Святого Духа на апостолов.

Он ссылается далее на просьбы римского населения и на свое собственное желание, чтобы возможно большее число людей могли воспользоваться духовными милостями, соединенными с Ю., тогда как, при краткости человеческой жизни, весьма немногие могут достигнуть следующего столетия. Таким образом, установленный Бонифацием столетний срок не был выдержан ни разу. Но и новый, наполовину сокращенный срок оказался не более прочным. В 1389 г. Папа Урбан VI, снова ссылаясь на краткость человеческой жизни, признал и пятидесятилетний срок слишком продолжительным и предписал праздновать Ю. Через каждые тридцать три года, в воспоминание лет земной жизни Христа Спасителя. В 1470 г. Последовало новое сокращение юбилейного срока с тридцати трех лет до двадцати пяти, предписанное папой Павлом II в булле "Ineffabilis providentia".

В качестве оснований для принимаемой меры папа, по примеру своих предшественников, указывал на краткость человеческой жизни, на умножение пороков и бедствий в современном обществе и на желание сделать возможно большее число людей участниками юбилейных милостей. Следующим юбилейным годом назначался 1475. С той поры юбилейный срок уже более не подвергался изменению, и по специальным призывам римских первосвященников празднование неуклонно объявлялось и совершалось через каждые двадцать пять лет. Только в последнее время вместо пяти Ю. Было отпраздновано лишь два, в 1825 и 1900 гг., при папах Льве XII и Льве XIII. В остальные же юбилейные годы, а именно в 1800, 1850 и 1875, папство переживало такие тяжкие времена, что ему было не до празднований.

Всех юбилейных годов было до сих пор двадцать один.О наступлении юбилейного торжества католический мир оповещается более чем за полгода, а именно в праздник Вознесения Господня, предшествующего юбилейному торжеству года. В этот день во время литургии в храме св. Апостола Петра, после чтения евангелия, провозглашается издаваемая на этот случай папская булла, копии с которой потом прибиваются к дверям четырех главнейших римских храмов. Начало юбилейного года считается с вечерни накануне праздника Рождества Христова предшествующего года, а окончание — в ту же рождественскую вечерню года юбилейного. Условием получения индульгенции поставлялось, между прочим, молитвенное посещение римских базилик. По первоначальному определению Бонифация VIII, для таких посещений указывались лишь базилики св.

Апостола Петра и св. Апостола Павла, но в четырнадцатом столетии, буллами Климента VI и Григория XI, к двум первым базиликам присоединены были S.-Giovanni in Laterano и S.-Maria Maggiore. В 1500 г., при папе Александре VI, установлен особый богослужебный обряд открытия юбилейного года. Накануне праздника Рождества Христова папа торжественной процессией приближается к "porta santa", т. Е. К одной из входных дверей храма св. Петра, заделанной наглухо каменной кладкой. После установленных молитв и песнопений папа возглашает. "aperite mihi portas justitiae" и т. Д. (Псал., CXVII, 19) и троекратно ударяет в дверь серебряным вызолоченным молотком. После этого каменная кладка, заграждающая дверь, разбирается и папа со всей сопровождающей его процессией входит внутрь храма.

Церемония эта, совершаемая у храма св. Петра самим папой, в то же время исполняется и в остальных трех римских базиликах, посещение которых предписывается правилами Ю., причем заместителями папы в обряде являются назначенные для того кардиналы. Подобная же церемония совершается и при окончании юбилейного года, когда папа или замещающий его кардинал кладет первый камень и "святая дверь" снова заделывается, оставаясь в таком виде до следующего Ю.Что же означает юбилейный год в римско-католическом смысле. Кардинал Вайземан дает следующее объяснение. "Это год, в который св. Престол делает все возможное для того, чтобы Рим сделать в религиозном отношении привлекательным и единственным в своем роде. Театры закрываются, общественные удовольствия приостанавливаются.

Даже частные увеселения вводятся в границы порядка, принятого во время постов. Но все, что может посодействовать грешнику к исправлению или благочестивому преуспеянию, чтобы укрепить его веру и усилить его благочестие, — все это предлагается щедро и обильно. Кафедры бывают заняты самыми красноречивыми проповедниками, которые пробуждают совесть или поучают невежественных. Исповедальни постоянно заняты священниками, говорящими на всех языках. Благочестивые общества или братства принимают, угощают и ведут прибывающие одни за другими партии паломников от святилища к святилищу. Алтари осаждаются искренне кающимися причастниками, причем раздаются индульгенции — однако, при таких условиях, которые отнюдь не легки".

Это лишь показная сторона Ю., за которой скрывается и другая — чисто экономическая, так как наплыв паломников всегда сильно поправляет папские финансы.См. А. И. Булгаков, "Римско-католические юбилейные годы" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1899, октябрь). "История христианской церкви в XIX в." (т. I, СПб., 1900). "Церковный Вестник", 1900, № 1. В. А. Соколов, "Поездка в Рим на Пасху юбилейного года" (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902)..

Значения в других словарях
Юбилеев книга

Или Малое Бытие — апокрифическая книга. В полном виде сделалась известной западным ученым в сороковых годах XIX столетия. До этого времени ее знали только по тем коротким отрывкам, которые приведены из нее в сочинениях св. Епифания и блаженного Иеронима, а в более позднее время — в хронографах Георгия Синкелла, Георгия Кедрина и других византийских историков. Отрывки эти так кратки и нехарактерны, что по ним нельзя было составить более или менее ясное представление о целой книге. Честь открытия ..

Юбилей древнееврейский праздник

- древнееврейский праздник. По библейскому повествованию, закон о Ю. [Название "юбилей", общепринятое у нас, служит передачей не библейского собственно, а латинского слова jabilaeus, заключающего в себе мысль о радостном восклицании. Ветхозаветное название Ю. - йовел. ..

Юбилей, древнееврейский праздник

Древнееврейский праздник. По библейскому повествованию, закон о Ю. [Название "юбилей", общепринятое у нас, служит передачей не библейского собственно, а латинского слова jabilaeus, заключающего в себе мысль о радостном восклицании. Ветхозаветное название Ю. — йовел. Это слово происходит от йовал — утек, ушел. У LXX-ти. Ένιαυτς άφέσεως — "лето оставления", освобождения, год свободы (Лев., XXV, 10—12. Ср. Иез., XLVI, 17). Впрочем, еврейское слово йовел многие объясняют, по буквальному его значению..

Ювара

(Филиппо Juvara) — итальянский архитектор. Род. В 1685 г. В Мессине, умер в 1735 г. В Мадриде. Будучи юношей, попал в Рим и, прельстившись его памятниками зодчества, решился посвятить себя архитектуре и изучал ее под руководством Фонтаны. Вначале он работал для кардинала Оттобони, потом выстроил в Мессине дворец для герцога савойского Виктора-Амедея II и вслед за ним отправился в Турин, где соорудил западное крыло палаццо Мадама, дворец герцога Аостского, палаццо Бираго, церковь в Суперге, близ ..

Дополнительный поиск Юбилей, в римско-католической церкви Юбилей, в римско-католической церкви

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юбилей, в римско-католической церкви" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юбилей, в римско-католической церкви, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 36 символа