Яса
("запрет", отт. "наказ, закон", также "налог, подать") — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курилтае (см.) и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монг. Подлиннике, ни в полном переводе Я. До нас не дошла. Мы ее знаем по сообщениям и выдержкам персидских и араб. Историков монголов. Их сведения подробно сопоставил Гаммер в "Geschichte d. Goldenen Horde" (Пешт, 1840, стр. 184—192). То же делали последующие европейские историки, как Березин ("Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева", в "Тр. Вост. Отд. Имп. Арх. Общ.", ч. VIII, СПб., 1864), Эрдманн ("Temutschin", Лпц., 1862), X. Хоуорт ("Hist. Of the Mong.", Лонд., 1876) и друг. Восстановляемые таким образом положения Я.
Распадаются на пять отделов. 1) преступления, караемые смертью, 2) война, ее ведение и военное устройство, 3) семья и семейный строй, 4) похвальные доблести, 5) различные запреты. Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясою, заимствован из образцов китайских. Синолог В. Васильев, познакомившись с Я. По изложению персидск. Историка Рашидеддина, отказывался видеть в Я. Свод законов. По его мнению, Я. — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречеий, В. Васильев указывал на статью "Домашние изречения Канси" (в I т. Кит. Хрестоматии В. Васильева). См. "Записки Вост. Отд. Имп. Русск. Археол. Общ." (т. IV, 1889, стр. 381).А.
Крымский..
Дополнительный поиск Яса
На нашем сайте Вы найдете значение "Яса" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яса, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 3 символа