Музыкальная Культура

295

Многоуровневая система, включающая разл. Виды и жанры муз. Иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. Об-ва, клубы, кружки, быт. И домашнее музицирование.В становлении муз. Жизни Екат. Отразились процессы слияния нар. Традиций рус. Нас., предст. Др. Национальностей и проф. Муз. К-ры европ. Типа. В сфере быт. Музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. К-ры. Один из ее признаков — гор. Орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. Спектакли, чему способствовало прибытие в г. По приглашению В.Глинки театр. Труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор.

Т-ра. Ч. Актеров труппы, в т.ч. Примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. Просп. Для т-ра выстроили кам. Здание (ныне к/т «Колизей»).В 70-е XIX в. Начинает активно развиваться оп. Иск-во. В 1874 на подмостках гор. Т-ра гастролировавшей в г. Солисткой имп. Т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. Муз. Кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. Постановки.В 1880-е в г. Происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. Песен и церк. Песнопений становятся популярны выступления хоров муз. Кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв.

Классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. Певчих. Наивысш. Подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. Благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. К-та попечительства о нар. Трезвости.На рубеже ХIХ–ХХ вв. В Екат. Наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. В г. Организуются камерные собр., проводятся ист. Концерты. В летнем саду Обществ. Собр. Под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. Регулярно проходят симф. Концерты, в Харитоновском саду — концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.)В нач. ХХ в. В Екат. Появляются новые концертно-театральные здания. Верх-Исетский нар. Т-р (1900, см.

Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. Постановок. Важнейшие события в муз. Жизни Екат. Произошли в 1912. Открылся Новый гор. Т-р (см. Екат. Гос. Акад. Т-р оп. И балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. Отд-ние Имп. Рус. Муз. Об-ва, положившее нач. Развитию проф. Муз. Образования в г. В 1916 муз. Кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. Уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. Пед.После 1917 мн. Сложившиеся муз. Структуры г. Прекращают свое существование. Помещения оп. Т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит.

Собр. И митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. Песен и исполнением муз. Произв., созвучных рев. Событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. И красноармейских клубов.В 1920–1930-е Ц. Муз. Жизни Екат.–Свердл. Становится оп. Т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. Т-ра давал традиционные симф. Концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном).С 1925 новым средством пропаганды муз. Иск-ва становится Свердл. Радио. Муз. Ред. Радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр.

В симф. Орк. Свердл. Гос. Филармонии (см. Урал. Гос. Акад. Филармонический орк.) под управлением М.Павермана.1930-е ознаменовались созданием в Свердл. Учреждений, значительно обогативших муз. К-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. Комедии (см. Екат. Гос. Акад. Т-р муз. Комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. Сов. Оперетты». В 1934 начала первый уч. Г. Урал. Гос. Консерватория, в 1939 утверждено Свердл. Отд-ние СК СССР (см. Урал. Отд-ние Союза композитиров России).В гг. Вел. Отеч. Войны муз. К-ра Свердл. Продолжала активно развиваться. В г. Жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. Эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др.

Изв. Музыканты. В Свердл. Долгое время находился Гос. Орк. Всесоюз. Радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. Нар. Хор (см. Урал. Гос. Акад. Рус. Нар. Хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. Радиок-та. За гг. Войны только Свердл. Гос. Филармонией организовано более 20 тыс. Концертов.В послевоен. Период на состояние муз. К-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. Композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. Статус закрытого г. Способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. Муз. К-ры. И все же муз. Жизнь столицы Ср. У. Не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр.

Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. На урал. Фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. Комедии К.Кацман «Марк Береговик».Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. Изв. Приобрели выпускники Урал. Гос. Консерватории нар. Арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. Инструментальные ансамбли. Урал. Струнный квартет им.

Н.Мясковского и Урал. Трио баянистов.Активно развивалась художеств. Самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. Кружки и даже оп. Студии. Более десяти оп. Поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. Хор Свердл. Горн. Ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. Муз. Фестиваля (1957), хор Урал. Гос. Ун-та (рук. В.Серебровский) — лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) — лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968).В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. Интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн.

Изв. Барды (А.Дольский и др.).Новый подъем урал. Шк. Игры на нар. Инструментах произошел в 1960-е. В Урал. Гос. Консерватории создается спец. Каф., которую возглавил изв. В стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. И воспитанники этой каф. Неоднократно побеждали на всесоюз. И междунар. Конкурсах. Организуются орк. Нар. Инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. Потешки») и др. Урал. Композиторы.В 1970–1980-е в муз. Жизни Свердл. Появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. Конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. Т-р оп. И балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. Гос. Филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл.

Т-ре оп. И балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. Пр. (1987). В 1987 в г. Организовано Муз. Об-во Свердл. Обл., которое возглавила нар. Арт. СССР В.Баева.В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. Возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. — «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» — заняли в России лидирующие позиции в этом муз. Направлении. Активно работает «дедушка урал. Рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. Гос. Орк. Джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. Изв. Получил воспитанник Урал. Консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков).Примечательное явление муз.

Жизни Екат. Посл. Десятилетия ХХ в. — появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. Связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. Конкурсах филармонический орк. Под рук-вом Д.Лисса, орк. Нар. Инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. В 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. Арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. Инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. Пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. Консерватории с муз. Вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. Конкурсах юных екатеринбуржцев. Дет. Хора «Аврора» (рук.

В. И Н.Булановы), хора мальчиков муж. Хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. Филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др.Лит. Из музыкального прошлого. Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960. Вып. 2. М., 1965. О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959. Беляев С. История музыкальной культуры Урала. Курс лекций. Екатеринбург, 1996.Л.К. Шабалина.

Значения в других словарях
Московская

Ул., расположена между стыками ул. Хомякова и Челюскинцев (сев. Окончание) и ул. Островского (юж. Окончание), пересекает с С. На Ю. Жил. Микрор-ны Центр., Виз-правобережный, Юго-Зап. И адм. Р-ны Верх-Исетский, Ленинский. Дл. Ул. - 4800 м. Начала формироваться во второй пол. XVIII в., долгое время составляла зап. Границу с заставой, от к-рой отходили Моск. Тракт и дорога на Верх-Исетский мет. З-д. В старом Екат. Имела преим. Одностороннюю застройку (кроме участка между Гл. Просп. И ул. Отрясихинс..

Московский

Пос. Верх-Исетского адм. Района Екат. Расположен в 2,5 км от центр. Пос. Широкая речка. Нас. - 800 чел. (2000). Жил. Фонд - 265 частных домов общ. Пл. 10,6 тыс. Кв. М. Один маг. Интенсивно идет коттеджное стр-во, построено 98 домов общ. Пл 14,7 тыс. Кв. М. Построен онкологический диспансер.Т.А. Петкевич. ..

Музыкальное Образование

Организованное обучение детей музыке. Началось в первой пол. XVIII в. В горнозавод. Шк. Екат., появившихся в г. Вскоре после его основания. Церк. Пение преподавалось специалистами из числа ссыльных в словесной и арифметических шк., располагавших большим собр. Певческих книг. Серьезное внимание организации певческого обучения школьников уделял В.Н.Татищев, написавший об этом в "Наказах" комиссарам з-дов (1721, 1723), а также в инструкции учителям "Учреждение, коим порядком учители рус. Школ имеют..

Музыкальное Общество Свердл. Обл

Обществ.-просвет. Орг-ция, объединяющая на добровольных нач. Музыкантов-профессионалов и любителей. Обр. В Свердл. В мае 1987 как отд-ние Всерос. Муз. Об-ва. Правление включает 38 чел. Пред. - Нар. Арт. СССР В.М.Баева. При правлении действуют творческие комиссии. Акад. Хорового пения, нар. Песни, оп. И камерно-вокальной, нар.-инструментальной, духовой, эстрадной, джазовой музыки, хореографического иск-ва, муз.-эстетического воспитания детей и юношества, истории музыки, социологии, краеведения и ..

Дополнительный поиск Музыкальная Культура Музыкальная Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыкальная Культура" в словаре Энциклопедия Екатеринбурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыкальная Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа