Агада

221

(Аггада), часть раввинистической литературы, в основном Талмуда. Слово происходит от еврейского глагола "aггед" ("рассказывать"). Если Галаха (законодательной части Талмуда) представляет собой исключительно свод религиозно-правовых норм еврейской жизни, то Агада касается всех остальных областей. Помимо фольклорного материала, легенд и историй о библейских и послебиблейских персонажах, она содержит нравственные поучения, мессианские рассуждения, сведения по астрологии, астрономии, космологии, математике, естественным наукам, геологии, гигиене, медицине, риторике, поэзии, истории, магии, теософии, теологии, демонологии, мистицизму. Назидательные толкования библейских сказаний (т.н. Мидраши) относят к Агаде, они не имеют авторитетности Галахи.

Агада составляет около шестой части Иерусалимского Талмуда и около трети Вавилонского Талмуда. Возникновение агадической литературы относится приблизительно к 5 в. До н.э., ее развитие продолжалось до 11 в. Н.э. Изначально Агада, как и Галаха, передавалась из поколения в поколение изустно. В талмудические времена Агаду записывали, как правило перемежая ее с Галахой. В постталмудический период отдельные части Агады были собраны и изданы в форме мидрашей. В 16 в. Рабби Яаков бен Шломо Ибн-Хабиб выделил из Вавилонского Талмуда весь агадический материал, издал его в виде отдельного труда Эн Яаков. Позже Шмуэль Яффе собрал всю Агаду Иерусалимского Талмуда в сборник под названием Йефе Маре. В начале 20 в. Писавший на иврите поэт Х.Н.Бялик (1873-1934) совместно с писателем И.Х.Равницким (1859-1944) выпустил книгу Сефер ха-Агада, в которую вошла Агада из Талмуда и мидрашей.

Более научное и систематическое собрание Агады на библейском и талмудическим материале (от сотворения мира до времени Эсфири) издано Л.Гинцбергом (1873-1953) под названием Еврейские легенды. Пасхальная Агада описывает последовательность домашней пасхальной службы ("седер"), которую проводят ортодоксальные и консервативные евреи в первые два вечера пасхальной недели, а реформистские - только в первый вечер. Пасхальная Агада, написанная на еврейском и частично на арамейском языке, содержит повествование об исходе евреев из Египта, основанное на Библии и многочисленных мидрашистских толкованиях, пасхальные истории, объяснения символов и обрядов пасхального застолья, песен, молитв и славословий.См. Также Галаха.ЛИТЕРАТУРААгада.

Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. Берлин, б.г. Агада. Повествование об Исходе. М., 1993.

Значения в других словарях
Ага-хан

("почетный вождь"), с начала 19 в. Наследственный титул духовного главы религиозной секты исмаилитов, ветви шиитского направления в исламе. Персидский шах Фетх-Али-шах (годы правления 1797-1834) пожаловал этот титул своему зятю Хасану Али-шаху, считавшемуся потомком пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы. Супруга Ага-хана носит титул "бегум Ага-хан". Бегум обозначает мусульманку соответствующего ранга.АГА-ХАН I(Хасан Али-шах)лидер секты исмаилитов(1800-1881) был генерал-губернатором южнопе..

Агава

(Agave), род растений семейства агавовых. Стебель укороченный, с розеткой крупных, у многих видов мясистых и колючих листьев. Цветёт на 6-15-м году (редко позже), образуя цветонос (высотой до 12 м) с большим числом (до 17 тыс.) цветков. После созревания плодов надземная часть растения отмирает, а у ряда видов от корневищ отрастают новые растения. Свыше 300 видов А. Дико произрастают в Мексике и прилегающих к ней областях. В Европу А. Завезена вскоре после открытия Америки. Наиболее распространен..

Агамемнон

В греческом мифе и эпосе, царь Микен, брат Менелая и предводитель греков в Троянской войне. Был сыном Атрея и Аэропы или, по другой версии, сыном Плисфена и Аэропы и внуком Атрея. Когда греческое войско перед отплытием к Трое собралось в Авлиде, Агамемнон принес в жертву свою дочь Ифигению, чтобы смягчить гнев Артемиды, насылавшей препятствовавшие отплытию ветры. Под Троей он навлек на себя гнев Аполлона, отказавшись вернуть пленницу Хрисеиду ее отцу Хрису, жрецу Аполлона. В наказание Аполлон на..

Агамы

(Agamidae), семейства ящериц. Голова покрыта мелкими щитками. Конечности хорошо развиты. Хвост обычно длинный, неломкий. Зубы прикреплены к верхнему краю челюстей (акродонтные). А. Способны менять окраску под влиянием возбуждения или нагрева. Около 35 родов (драконы, калоты, круглоголовки, бородатые ящерицы, плащеносные ящерицы, шипохвосты, молох и многие др.), включающих около 300 видов. Распространены в Африке (кроме Мадагаскара), Юго-Восточной Европе, Средней, Центральной и Южной Азии, Австра..

Дополнительный поиск Агада Агада

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агада" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агада, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа