Агиография

259

Историческая дисциплина, изучающая документы и литературные памятники, касающиеся святости и святых. Различают агиографические памятники, повествующие о жизни святых или о святынях, (практическая агиография), и работы, посвященные научному исследованию этих памятников (критическая агиография). С первых веков христианской эры отдельные церкви чтили годовщины памяти своих собратьев, претерпевших мученическую смерть. Велись списки мучеников, позволявшие соблюдать установленные дни их памяти. К этим спискам и календарям часто прибавлялись краткие рассказы об отдельных актах мученичества и жизнеописания (жития) наиболее прославленных христиан и христианок, принявших смерть за свою веру. Позднее, наряду с этими краткими рассказами, основанными преимущественно на свидетельствах современников, появились более пространные жития, составленные на основе литературных источников.

Эти жития были призваны наставлять верующих примерами подвигов христианских святых и аскетов. Первым собранием рассказов о святых явилась компиляция, составленная Евсевием Кесарийским (ок. 260-340), которая содержала описания подвигов мучеников, живших в эпоху, предшествующую гонениям Диоклетиана. Однако об этом собрании мы знаем лишь по упоминанию о нем у других христианских писателей. К Евсевию восходит также традиция создания агиографических сборников иного типа. Его книга, посвященная палестинским мученикам периода последнего гонения на христиан, состояла из житий, которые были написаны самим Евсевием. Еще одно направление в агиографии было связано с возникновением жанра "мартирологов" ("легендариев", или "пассионариев"), представлявших собой собрания кратких житий и сказаний о мученичествах.

Эти собрания были основаны преимущественно на древних календарях, и материал в них располагался не в строгой исторической последовательности, а в соответствии с датами чествования памяти святых. Римский мартиролог послужил основой и источником для множества местных мартирологов, которые содержали жития не только святых, чтимых всей церковью, но и предания о местночтимых святых, которые могли сильно различаться между собою по степени достоверности и литературным достоинствам. В Средние века каждая область Западной Европы располагала своим собственным легендарием. К 13 в. Возникла потребность в более сжатых и удобных для пользования легендариях, в результате чего стали появляться агиографические антологии.

В Новое время одно из лучших таких собраний было составлено О.Батлером (Жития святых, мучеников и других главных святых, Lives of the Fathers, Martyrs and other Principal Saints, 1756). В России широкое распространение получил житийный свод Четьи Минеи, составленный в конце 17 в. Дмитрием Ростовским на основе Великих Четьих Миней митрополита Макария (16 в.), и Acta Sanctorum болландистов. Критическая, или научная агиография возникла лишь в Новое время. Ее задачей является критическое исследование и оценка всех памятников, связанных со святыми и их почитанием. Такое исследование предполагает две стадии. Во-первых, критическое установление подлинных текстов и, во-вторых, оценка исторической достоверности этих текстов.

Основоположником современной научной агиографии считается иезуит Х.Росвейде (ум. 1629). Его новаторский подход был воспринят и развит И. Болландом и его сотрудниками.См. Также Болландисты.ЛИТЕРАТУРАЖития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского, кн. 1-12. М., 1991-1994.

Значения в других словарях
Агатодаймон

В древнегреческом семейном культе, персонификация благополучия и достатка, изобилия пищи и вина. Евфранор изваял его в облике человека, держащего в одной руке чашу с вином, а в другой - хлебные колосья и маки. Часто его представляли в виде змеи (распространенный символ домашнего "счастья". Например, в современной Греции иногда прикармливают безобидную змейку, величая ее "хозяйкой дома"). Обычным жертвоприношением ему служило возлияние неразбавленного вина после трапез.. ..

Агафокл

(361-289 до н.э.), тиран и царь города Сиракузы на Сицилии. Родился в городе Термы Гимерские на северо-востоке Сицилии. После нескольких неудачных попыток Агафоклу, одаренному военачальнику и политику, удалось захватить власть в Сиракузах (316 до н.э.). Его противники призвали на помощь Карфаген, и в 311 до н.э. Сиракузы были осаждены. Чтобы заставить карфагенян отвести войска, Агафокл пошел на смелый ход, впоследствии повторенный римлянами в ходе 2-й Пунической войны. В 310 до н.э. Он вторгся в..

Агирре Серда Педро

(Aguirre Cerda, Pedro) (1879-1941), чилийский государственный деятель и реформатор. Родился в городке Лос-Андес в 1879, окончил педагогический институт, затем юридический факультет университета. Преподавал в средней школе и на различных факультетах университета. По поручению правительства изучал образовательную систему в Европе и США. Стал одним из лидеров Радикальной партии, неоднократно избирался в Национальный конгресс и занимал ряд ключевых постов в правительстве. Был министром юстиции и про..

Агнон Шмуэль Йосеф

(Самуил Иосиф) (1888-1970), израильский прозаик, крупнейший представитель новейшей еврейской литературы на иврите. Родился 17 июля 1888 в г. Бучаче (Австро-Венгрия, ныне Украина). Получил традиционное иудейское воспитание, европейскую литературу изучал самостоятельно. В 1966 разделил с Нелли Закс (Sachs, 1891-1970) Нобелевскую премию по литературе. Первым значительным сочинением Агнона был рассказ Соломенные вдовы (Агунот, 1908), лирическое повествование о загубленной любви. В том же ключе "горь..

Дополнительный поиск Агиография Агиография

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агиография" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агиография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа