Альбигойцы

314

Христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. В Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. Katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься - освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал - доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком.

Уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос - всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности. Но по-настоящему ему не удалось победить грех.

Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь. Альбигойцы проводили различие между "совершенными" и просто верующими. Небольшое число "совершенных" придерживались обрядов древних катаров.

Consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правом проповедовать новую религию. Appareillamentum, или публичное исповедание грехов. Endura, или воздержание от пищи с целью освободиться от власти телесности. Верующие становились членами секты лишь после обещания принять consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда и лишь перед самой смертью прибегали к такому способу избежания греха. Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа "совершенных", и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. Альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции. Если судить по сохранившимся документам, обличения манихейства начинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе.

Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III иIV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства - распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с невежеством - источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском учении.

Широкое и быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало спасение и могло быть принято любым верующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальном верующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политических соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов и применение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью".

Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые III Латеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал от светских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров - серия сражений (1209-1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре. Войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата.

Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Альберти Рафаэль

(Alberti, Rafael)(р. 1902), испанский поэт. Родился 16 декабря 1902 в Пуэрто-де-Санта-Мария (провинция Кадис). В 15 лет вместе с семьей переехал в Мадрид, учился живописи. В 1922, после своей первой выставки, заболел, покинул столицу и занялся литературой. В 1925 его первый сборник Моряк на суше (Marinero en tierra) получил Национальную премию. В беспечно-праздничных стихах звучали и достаточно мрачные ноты, свойственные позднему стилю Альберти. Поэма Возлюбленная (La Amante, 1926) - рассказ о в..

Альбертозавр

Albertosaurus(ящер из Альберты) Ранее известный как Gorgosaurus, род плотоядных динозавров, живших в Альберте и Монтане в позднем меловом периоде за 100 миллионов лет назад. Не настолько крупный как родственный Tyrannosaurus rex, двуногий альбертозавр имел подобную внешность и весил около 3 тонн.Анатомия Передвигался на двух ногах, имел большую голову с острыми пилообразнымизубами. Двухпалые короткие передние конечности, их функция неизвестна. Они слишком коротки, чтобы подносить еду к пасти. Дл..

Альбов Михаил Нилович

М. Н. Альбов.. ..

Альбрехт

(Albrecht) (1490-1545), архиепископ и курфюрст Майнцский (известен также как Альбрехт Бранденбургский, Albrecht von Brandenburg). Младший сын курфюрста Бранденбургского Иоганна Цицерона из рода Гогенцоллернов, Альбрехт родился в Берлине 28 июня 1490. Хотя Альбрехт получил светское образование, в 1513 он стал архиепископом Магдебургским и администратором епископства Гальберштадтского, а в 1514 - архиепископом и курфюрстом Майнцским, причем вразрез со всеми церковными правилами предыдущие посты бы..

Дополнительный поиск Альбигойцы Альбигойцы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Альбигойцы" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Альбигойцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа