Ван Цзи

376

Ван Жучжун, Ван Лунси (1498-1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина Школа), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ Шаосин провинции Чжэцзян). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о "пестовании жизни" (ян шэн).

Умер Ван Цзи 5 июля 1583. Основное теоретическое достижение Ван Цзи - этико-гносеологическая концепция "четырех отсутствий" (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527). "Отсутствие добра и зла - такова сущность (ти1) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина. "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом.

Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность. Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, которая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, то есть функционирование сознания.

Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма(см. Ван Янмина Школа).Результирующее "просветление" (у4 - буддийско-даосский термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости). Основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн2), на прямом экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ). Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущиость сердца" в онтологическом плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у1), порождающим "наличие/бытие" (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина.

"Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (В§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие "таинственной" ("сюань - также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие "пружины" (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн1). В концепции "отсутствия/небытия" Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12-13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамическое начало, то есть в некотором смысле "сверхбытие".

Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему "просветлению".ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Ван Тун

Ван Чжунъянь, Вэньчжун-цзы (584-617), философ и политический мыслитель, крупнейший представитель "правоверного" конфуцианства в период от Ян Сюна (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.) до Хань Юя (8-9 вв.). Родился в 584 в Лунмэне, области Цзянчжоу (совр. Уезд Хэцзинь провинции Шаньси). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конфуцианской традиции в условиях идейного доминирования буддизма, развив теорию сущностного единства "трех учений" (сань цзяо) - конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним ..

Ван Фу

Ван Цзесинь (76[[-85]]-157[[-167]]),ВАН ФУкитайский философ-конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. Уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался литературным творчеством, в котором выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его главного сочинения, написанного в середине или в конце жизни, - Суждения сокровенного человека (Цянь фу лунь). Состоит из 36 глав, последня..

Ван Чжун

Ван Жунфу, Ван Бинчжун (1745-1794), китайский илософ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Родился 22 января 1745 в Цзянду (округ Янчжоу провинции Цзянсу) в бедной, но образованной семье, в 1777 стал гун-шэном (лиценциатом, выдвинутым в Государственное училище). Его философские взгляды выражены главным образом в эссе Шу сюэ (Изложение учения, 1792). Стремился переосмыслить идейное содержание и историю конфуцианства, критиковал учение о "передаче [[ортодоксальной]] традиции" (..

Ван Чуаньшань

Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ-неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю ученую степень цзюй жэнь. Дальнейшему развитию его ученой карьеры помешали события, связанные с падением империи Мин (1368-1644). Подобно двум другим крупнейшим китайским мыслителем 17 в., Хуан Цзунси (1610-1695) и Гу Яньу (1613-1682), Ван Чуаньшань всем..

Дополнительный поиск Ван Цзи Ван Цзи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Цзи" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Цзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа