Да Сюэ

283

Название допускает троякое истолкование:1) "Великое учение" - учение о высокодостойной, совершенной личности. 2) "Высочайшая наука" - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления;3) "Высшее образование" - мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5-3 вв. До н.э. Первоначально являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 - начало 12 в.) и главным образом Чжу Си (12 в.) утвердили Да сюэ в качестве самостоятельного трактата (первого в Четверокнижии - Сы шу), интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке.

Текст был перекомпонован и ценностно структурирован. Выделены каноническая (цзин1) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций (6-5 вв. До н.э.), а лицом, записавшим их, - его ученик Цзэн-цзы, идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись - его ученикам. Ван Янмин (конец 15 - 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала Да сюэ, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок Да сюэ как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами Да сюэ могли быть. Цзы Сы (5 в. До н.э.) - согласно Го Можо (1892-1978).

Ученики Сюнь-цзы (Сюнь Цин, 4-3 вв. До н.э.) - Ван Бо (1197-1274). Ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. До н.э.) Юэчжэн Кэ - согласно Фэн Юланю (1895-1990). Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической Части изложены "три устоя" (сань ган-лин) и "восемь основоположений" (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. Цитатами из Шу цзина и Ши цзина. "Три устоя" суть "высветление светлой благодати" (мин мин дэ), "породнение с народом" (цинь минь, в интерпретации Чжу Си - "обновление народа", синь минь) и "остановка но совершенном добре" (чжи юй чжи шань). "восемь основоположений" - "выверение (классификация, познание) вещей" (гэ у), "доведение знания до конца (до реализации)" (чжи чжи), "обретение искренности помыслов (мысли и воли)" (чэн и), "исправление сердца [[как средоточия всех психических функций]]" (чжэн синь, см.

Синь1), "усовершенствование [[собственной]] личности" (сю шэнь), "выравнивание семьи" (ци цзя), "приведение в порядок государства" (чжи го), "уравновешение Поднебесной" (пин Тянь-ся). В основе философии Да сюэ лежит представление об имманентной добродетельности (дэ1) человеческой природы, которая должна быть выявлена. Правителями в виде "гуманности" (жэнь2), подданными в виде соблюдения "должной справедливости" (и1). "Благодать/добродетель", "гуманность" и "должная справедливость" противопоставляются "пользе/выгоде" (ли3) и богатству (цай) в духе конфуцианского антимеркантилизма. В Да сюэ, как и в Лунь юе, выражено "золотое правило" морали, закрепленное категорией "взаимность" (шу3). Его следствие. "добродетели" правителя и народа должны находиться в гармонии.

Не "высветляющий благодать", т.е. Не проявляющий добродетели, правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и "предопределение/судьба" (мин1). Деятельность органов чувств зависит от деятельности "сердца" (синь1) - центральной психической инстанции. В интерпретации Да сюэ у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере "выверения вещей", а в трактовке Ван Янмина - субъективной сфере "совершенствования [[собственной]] личности".ЛИТЕРАТУРАБулaнжe П.A. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903 Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Да сюэ"). - В кн. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики.

М., 1982 Кобзев А.И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис. - В кн. Историко-философский ежегодник. М., 1986 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998.

Значения в других словарях
Д'амбуаз Жак

(D'Amboise, Jacques) (р. 1934), американский танцовщик, родился в Массачусетсе. С 1950 в труппе "Нью-Йорк сити балле" на положении danseur noble (классического премьера). Был первым исполнителем во многих балетах Баланчина, в числе которых Звезды и полосы (на музыку Джона Сузы, 1958), Движения для фортепьяно и оркестра (на музыку Стравинского, 1963), Раздумье (Meditation, на музыку П.И.Чайковского, 1963), раздел "Бриллианты" (на музыку П.И.Чайковского) в балете Драгоценности (1967), Кому какое д..

Д'аннунцио Габриеле

(D'Annunzio, Gabriele)ГАБРИЭЛЕ Д'АННУНЦИО(1863-1938), итальянский писатель. Родился 12 марта 1863 в Пескаре, в дворянской семье. Выход первых сборников стихов Весна (Primo vere, 1880) и Новая песнь (Canto nuovo, 1882) совпал по времени с началом его любовных приключений - важной составляющей "мифа" Д'Аннунцио. За натуралистическим сборником новелл Сан Панталеоне (San Pantaleone, 1886) последовали роман Пламя (Il Fuoco, 1900), нашумевшая связь с Элеонорой Дузе, паническое бегство в Париж от креди..

Да Тун-великое Единение

"Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун - понятие "тун1" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5-2 вв. До н.э.) - объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев"(цзин6, см. Цзин Тянь);в Мо-цзы (5-3 вв. До н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), "[[едино]]телесность..

Давид

(ок. 1043 - ок. 973 до н.э.), второй царь Израиля. Но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10). Давид взошел на престол ок. 1017 до н.э., после смерти царя Саула, и первые годы своего царствования правил лишь коленом Иуды. После распри между домом Сауловым и домом Давидовым Давид сделался царем над всеми коленами (2 Цар 3:1 ..

Дополнительный поиск Да Сюэ Да Сюэ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Да Сюэ" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Да Сюэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа