Да Тун-великое Единение

237

"Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун - понятие "тун1" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5-2 вв. До н.э.) - объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев"(цзин6, см. Цзин Тянь);в Мо-цзы (5-3 вв. До н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), "[[едино]]телесность" (ти1), "совместимость" (хэ3), "родственность" (лэй) - таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8-5 вв. До н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" правителем Юем на девять областей (ср.

Идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию. Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конфуцианского трактата Ли цзи (5-2 вв. До н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества. Идеальное - да тун и приемлемое - сяо кан ("малое процветание").

Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е. Тянь ся вэй гун" - обычно принято толковать примерно следующим образом. "Когда действовало Великое дао (или. Когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз. "Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям"). Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с другой. Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию.

Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун" - определение да тун - означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие организмического смысла у термина "да тун" подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. До н.э.). "[[Когда]] Небо, Земля и тьма вещей [[подобны]] телу (шэнь2) одного человека, это называется да тун". Понятие "гун2", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном.

Справедливость, связанная с термином "гун2", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33. Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а "главным"- князьям-гунам, репрезентантам (см. Гун-обобщение) всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант - государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту - дао.ЛИТЕРАТУРАФельбер P. Концепция да тун в новое и новейшее время. - В кн. Китай. Государство и общество. М., 1977 Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века).

М., 1984 Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. - В кн. Китайские социальные утопии. М., 1987.

Значения в других словарях
Д'аннунцио Габриеле

(D'Annunzio, Gabriele)ГАБРИЭЛЕ Д'АННУНЦИО(1863-1938), итальянский писатель. Родился 12 марта 1863 в Пескаре, в дворянской семье. Выход первых сборников стихов Весна (Primo vere, 1880) и Новая песнь (Canto nuovo, 1882) совпал по времени с началом его любовных приключений - важной составляющей "мифа" Д'Аннунцио. За натуралистическим сборником новелл Сан Панталеоне (San Pantaleone, 1886) последовали роман Пламя (Il Fuoco, 1900), нашумевшая связь с Элеонорой Дузе, паническое бегство в Париж от креди..

Да Сюэ

Название допускает троякое истолкование:1) "Великое учение" - учение о высокодостойной, совершенной личности. 2) "Высочайшая наука" - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления;3) "Высшее образование" - мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5-3 вв. До н.э. Первоначально являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые была обоснова..

Давид

(ок. 1043 - ок. 973 до н.э.), второй царь Израиля. Но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10). Давид взошел на престол ок. 1017 до н.э., после смерти царя Саула, и первые годы своего царствования правил лишь коленом Иуды. После распри между домом Сауловым и домом Давидовым Давид сделался царем над всеми коленами (2 Цар 3:1 ..

Давид Герард

(David, Gerard)(ок. 1460/1470-1523), фламандский живописец. Родился в городке Аудеватер в Голландии. Впоследствии переехал в Брюгге и в 1484 стал членом гильдии св. Луки. Как художник сформировался в Голландии. По стилю его живопись близка работам харлемского мастера Альберта ван Ауватера. Можно предположить, что Давид был его учеником. После того как он поселился в Брюгге, в его картинах появились более аристократические образы, пришедшие на смену простонародным типажам ранних работ. В этом отр..

Дополнительный поиск Да Тун-великое Единение Да Тун-великое Единение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Да Тун-великое Единение" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Да Тун-великое Единение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа