Дай Чжэнь

296

Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию "[[филологически]] доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов.

Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школы, Лу [[Цзюаня]] - Ван [[Янмина]] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци1).

С одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"), входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). "[[Индивидуальная]] природа" (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью" (ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1).

Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и "принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1), "[[индивидуальной]] природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1). Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа.

Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения. Эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике. Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.ЛИТЕРАТУРАРадуль-Затуловский Я.Б. Дай Чжэнь - выдающийся китайский просветитель. - Вопросы философии, 1954, № 4 Кобзев А.И. Китай. - В кн. История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М., 1989 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Великие мыслители Востока.

М., 1998.

Значения в других словарях
Давыдов Иван Иванович

(1794-1863), русский философ. Родился в с.Зеленицыно Тверской губернии 15 июля 1794. Учился на философском и физико-математическом факультетах Московского университета. В 1815 защитил докторскую диссертацию О преобразовании в науках, произведенном Бэконом. Работа была опубликована в журнале "Вестник Европы" (1815). Дадыдов активно сотрудничал с этим журналом, публикуя в нем свои статьи и переводы. С 1821 - профессор Московского университета. С 1831 возглавлял кафедру русской словесности универси..

Дагер Луи Жак Манде

(Daguerre, Louis Jacques Mande)ЛУИ ЖАК МАНДЕ ДАГЕР(1787-1851), французский художник и физик, изобретатель дагеротипии. Родился 18 ноября 1787 в Кормейз-ан-Паризи (Франция). Карьеру начал со службы в департаменте государственных сборов, затем стал театральным художником и сценографом. Помогал Пьеру Прево в создании панорамных видов, а в 1822 создал первую диораму в специальном павильоне в Париже. Это был новый вид демонстрации живописного изображения, которое наносилось на полупрозрачную поверхно..

Дайка

Узкое, протяженное геологическое тело, залегающее вертикально или крутопадающее и секущее вмещающие породы. Происхождение обычно магматическое. Образуется путем заполнения трещин расплавленной магмой, которая, затвердевая, принимает пластинообразную форму. Если вмещающий материал менее устойчив к эрозии, чем магматическая порода, он со временем подвергается размыву, и дайка возвышается над окружающей поверхностью в виде естественной "стены". В зависимости от скорости остывания магмы дайки могут ..

Дайме

Владельцы феодальных поместий. В период сегуната Токугава (1603-1867) они разделялись, соответственно доходу, на мелких, средних и крупных баронов. По феодальному рангу выделялось семь категорий, в зависимости от происхождения дайме делились на фудай (наследственных вассалов) и тодзама (союзников). Каждый второй год тодзама в качестве своего рода заложников проводили в столице, городе Эдо (ныне Токио). Местные дайме контролировали три четверти Японии, клан Токугава владел остальной частью страны..

Дополнительный поиск Дай Чжэнь Дай Чжэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дай Чжэнь" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дай Чжэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа