Данилевский Николай Яковлевич

247

(1822-1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября 1822 в с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 Царскосельский лицей, а затем естественный факультет Петербургского университета. В 1849 получил степень магистра ботаники. Летом того же года увлечение молодого человека социалистическими идеями Фурье привело к его аресту (в связи с делом петрашевцев). Данилевский провел сто дней в Петропавловской крепости. После того как его невиновность была доказана, он был освобожден. Кратковременное увлечение фурьеризмом не сделало молодого Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным вариантам российской леворадикальной идеологии. "Все различие между нашим нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, - писал Данилевский в статье Происхождение нашего нигилизма, - заключается единственно в том, что там он самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в воздухе и.

Есть явление смешное, карикатурное". После освобождения из крепости Данилевский был выслан из Петербурга и работал сначала в Вологде, а затем в Самаре. В 1853 он отправился в свою первую научную экспедицию под руководством знаменитого натуралиста Карла фон Бэра на Волгу и Каспийское море. Таких путешествий в дальнейшем он совершил множество, проведя на берегах рек, озер и морей России большую часть жизни. Данилевским было выработано законодательство о рыболовстве во всех водах европейской России. В последние годы жизни Данилевский работал над фундаментальным научным трудом Дарвинизм (были опубликованы два первых тома), где критиковал дарвинизм как теорию, "упрощающую проблему видового многообразия жизненных форм".

Самое известное сочинение Данилевского - Россия и Европа, оказавшее существенное влияние на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова, К.Н.Бестужева-Рюмина. В этой работе Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 в., и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время. Русский мыслитель считал подобное деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно "привязывающим" к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения "степени развития" различных форм софциальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным. Но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического исследования - определению и изучению исторического многообразия "типов развития".

"Главное, - писал Данилевский, - должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития". Понятие "культурно-исторических типов" - центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы.

Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. Будучи человеком глубоко религиозным, Данилевский не ставил под сомнение роль Провидения, но и не пытался связать ее непосредственно с исторической деятельностью этносов. Он настаивал на том, что "государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности". Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.

"Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому". Различные же формы воздействия одного культурного типа на другой не только возможны, но и фактически неизбежны. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О.Шпенглер, А.Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма - китайский мыслитель Лян Шумин). Умер Данилевский в Тифлисе 7 ноября 1885.ЛИТЕРАТУРАСоловьев В.С. Национальный вопрос в России. - Соловьев В.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1989 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.

М., 1991 Авдеева Л.Р. Русские мыслители. А.Григорьев, Н.Данилевский, Н.Страхов. М., 1992.

Значения в других словарях
Данай

В греческой мифологии, сын царя Египта Бела и брат-близнец Эгипта. Изгнанный из Египта, Данай бежал со своими пятьюдесятью дочерьми в Аргос, на родину Ио, от которой он вел свою родословную, и был там провозглашен царем (поэтому жители Аргоса стали зваться данайцами). 50 сыновей Эгипта последовали за Данаем и в обмен на обещание мира потребовали себе в жены его дочерей. Данай уступил, однако, желая отомстить за нанесенную ему Эгиптом обиду, убедил дочерей заколоть своих мужей в брачную ночь. Ему..

Даная

В греческой мифологии, дочь аргосского царя Акрисия и внучка Абанта. Акрисий, предупрежденный оракулом о том, что будет убит собственным внуком, заточил Данаю в медной башне, однако Зевс проник к ней под видом золотого дождя и она родила Персея. Тогда Акрисий запер мать и младенца в ларь и бросил его в море, однако ларь вынесло к острову Сериф, где они были спасены Диктисом. Впоследствии Персей, исполнив пророчество, случайно убил своего деда.. ..

Данилова Александра Дионисьевна

(1904-1997), русско-американская балерина, родилась в Петербурге. Обучалась в петербургском Театральном училище и в 1924 уехала из России вместе с Дж.Баланчиным. Была балериной труппы Дягилева вплоть до его смерти, затем труппы "Русский Балет Монте-Карло" в США до 1952. Ее лучшие роли. Сванильда в Коппелии (музыка Л.Делиба), Продавщица перчаток в балете Леонида Мясина Парижское веселье (на музыку Ж.Оффенбаха, 1938). В 1974 помогала Баланчину при постановке Коппелии в "Нью-Йорк сити балле". В 197..

Дания

Королевство Дания, государство на севере Среднеевропейской равнины. Занимает переходное положение между материковой Европой и Скандинавским п-овом. Существует как самостоятельное королевство с 9 в. Н.э.. ..

Дополнительный поиск Данилевский Николай Яковлевич Данилевский Николай Яковлевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Данилевский Николай Яковлевич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данилевский Николай Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 29 символа