Дягилев Сергей Павлович

116

(1872-1929), русский деятель театра, балетный импресарио, руководитель знаменитого "Русского балета".СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДЯГИЛЕВ, портрет работы В.Серова.Родился в Новгородской губернии 19 марта 1872, в дворянской семье. Учился в местной школе и в гимназии Мая в Петербурге, затем изучал право в университете и занимался живописью и музыкой, в частности пением. Рисовал и импровизировал за фортепиано. Группа университетских друзей во главе с Дягилевым образовала кружок, а затем создала художественный журнал "Мир искусства". Стремясь познакомить с русским искусством Западную Европу, Дягилев организовал в Париже в 1907 выставку русской живописи и серию концертов, а в следующем сезоне - постановку ряда русских опер.

В 1899 Дягилев стал редактором "Ежегодника Императорских театров" и руководил постановкой Сильвии Л.Делиба на сцене Мариинского театра. Попытка Дягилева использовать современную сценографию привела к отстранению его от постановки. Однако он продолжал вынашивать мечту о современном балете и в 1909 собрал труппу, состоявшую из танцоров Императорских театров. Во время летнего отпуска Дягилев вывез ее в Париж, где провел первый "Русский сезон". В "Сезоне" участвовали такие танцовщики, как А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, М.М.Фокин, В.Ф.Нижинский и А.Р.Больм. "Сезон" прошел с огромным успехом. Сценография Леона Бакста и Александра Бенуа ошеломила публику своей новизной. М.М.Фокин выступил в качестве постановщика Жар-Птицы и Петрушки И.Ф.Стравинского, а также "Половецких плясок" из Князя Игоря А.П.Бородина, Шахерезады на музыку Н.А.Римского-Корсакова, Сильфид (Шопениана) и Карнавала на музыку Р.Шумана.

Впоследствии Дягилев привлек в труппу танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина. В период 1915-1920 для "Русского балета" работали такие композиторы, как О.Респиги, Э.Сати, Г.Форе, М.де Фалья и другие. Спектакли оформляли П.Пикассо, А.Матисс, А.Дерен. Ставились балеты на современные сюжеты, например, Лани (Les Biches) Ф.Пуленка в хореографии Брониславы Нижинской и Стальной скок С.С.Прокофьева в хореографии Л.Ф.Мясина. Между 1926 и 1929 появилось восемь постановок Джорджа Баланчина, в их числе Блудный сын С.С.Прокофьева. Преклонение перед традицией классического балета побудило Дягилева осуществить постановку Спящей красавицы Чайковского в Лондоне в 1921, однако, несмотря на успех у публики, труппу едва не постиг финансовый крах.

Последние постановки "Русского балета" были чересчур "интеллектуальными", чересчур "стильными" и редко пользовались тем безоговорочным успехом, который сопровождал первые сезоны. В этот период для труппы работали композиторы Ф.Пуленк, Д.Мийо, С.С.Прокофьев, декорации писали Мари Лорансен, Ж.Брак, Х.Гри, Ж.Руо и Дж.ди Кирико. Умер Дягилев в Венеции 19 августа 1929. См. Также Балет.ЛИТЕРАТУРАСергей Дягилев и русское искусство, тт. 1-2. М., 1982 Григорьев С.Л. Балет Дягилева, 1909-1929. М., 1993 Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994 Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994 Дягилева Е.В. Семейная запись о Дягилевых. СПб - Пермь, 1998.

Значения в других словарях
Дюшан Марсель

(Duchamp, Marcel)(1887-1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника. Учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910-1911 увлекся физикой и математикой. Тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал "Салон золотого сечения". Целью э..

Дюшан-вийон Раймон

(Duchamp-Villon, Raymond)(1876-1918), французский скульптор и архитектор, брат художников Жака Вийона и Марселя Дюшана. Родился в Данвиле 5 ноября 1876. Получил медицинское образование, но затем, как и его братья, занялся искусством. Ранний стиль мастера сложился под влиянием Родена, но вскоре он оставил его, увлекшись кубизмом. Был членом объединения "Золотое сечение", затем примкнул в дадаистам. Дюшан-Вийон был первым, кто начал применять кубистический орнамент в архитектурных проектах (1912)...

Ева

Согласно Библии, первая женщина, сотворенная Яхве и предназначенная быть женой Адама. В соответствии с еврейским преданием, она была второй женой Адама (после Лилит). Имя "Ева" (по-еврейски "Хава") связано со словом "хайим", "жизнь". Ева получила это имя потому, что она была "матерью всех живущих" (Быт 3:20). В Книге Бытия имеется два рассказа о сотворении человека. Согласно первому из них, "сотворил Бог человека по образу Своему. Мужчину и женщину сотворил их" (1:27). По второй версии, "навел Г..

Евгеника

Термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 (от греч. Eugens - "породистый") для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово "евгеника" стало применяться именно в последнем смысле. Келликотт определил евгенику как "социальное управление эволюцией человека". Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники - увеличение во..

Дополнительный поиск Дягилев Сергей Павлович Дягилев Сергей Павлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дягилев Сергей Павлович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дягилев Сергей Павлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа