Евхаристия

257

(греч. Eucharistia - благодарение), главное христианское таинство. Происхождение. Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил, что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть его Тело и Кровь, приносимые в жертву "за многих". Церковь продолжала осуществлять "преломление хлебов" (Деян 2:42), видя в нем таинство приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).Католическое учение. Католическая церковь учит об истинном и субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь.

В этом таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и предает себя в пищу верующим. В качестве богослужения евхаристия называется мессой (в православии - литургией), а в качестве таинства - причащением. Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве Восточных церквей и пресный - в Западной) и вино, смешанное с небольшим количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого начала во Христе).

После освящения это больше не хлеб и вино, однако они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос. Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми верующих причащают в другое время. Всякий, кто принял крещение, может приобщаться Св. Даров. Однако причастие будет благотворно лишь в том случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. Не исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного греха). В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг разумного возраста и соблюдал предписанный пост. Католики, достигшие возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на Пасху, а также при угрозе смерти (т.н.

Viaticum - пища для последнего странствия). Частое или даже ежедневное причащение, широко практиковавшееся в древней церкви, все больше поощряется на Западе, особенно - после декрета Пия X относительно частого причащения (1905).Православное учение. Учение Православной церкви о евхаристии в целом совпадает с учением Западной церкви - с тем лишь отличием, что учение о пресуществлении выражено здесь в менее строгой форме и самый момент пресуществления хлеба и вина связывается с призыванием на Святые Дары Святого Духа, а не с произнесением слов, изреченных Христом при установлении таинства. См. Также Месса.Протестантские учения. Вожди Реформации, выступая против "механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию, интерпретировали ее прежде всего как обетование прощения и милости к верующим силою жертвы, принесенной Христом.

Лютер и лютеране настаивают на "реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии. Кальвин и реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с верою. Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру Своих причастников. Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например - Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой духовной реальности. В англиканских церквах принято говорить о "реальном присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии.

Отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому. С точки зрения норм, принятых в древней церкви, совершение евхаристии, или "вечери Господней" в протестантских церквях до недавнего времени осуществлялось достаточно редко, что было обусловлено не пренебрежительным отношением к евхаристии, а, напротив, ощущением важности и торжественности причащения. Правда, в англиканских церквах она совершается по крайней мере раз в неделю, либо как главная воскресная служба, либо - в более ранний час, а церковь Учеников Христа возродила новозаветную практику ежедневного причащения, однако в других протестантских деноминациях нормой остается ежемесячное причастие. Экуменическое движение 20 в.

Способствовало новому осмыслению евхаристии как таинства единения, и евхаристические службы стали проводиться, например, по случаю очередной ассамблеи Всемирного совета церквей (с учетом и с сохранением всех различий в подходе к евхаристии, характерных для отдельных христианских конфессий и деноминаций). Кроме того, в рамках экуменического движения был установлен "Всемирный день причастия" (в большинстве конгрегаций это первое воскресенье октября).ЛИТЕРАТУРАШмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Евсевий Кесарийский

(ок. 260 - ок. 340), христианский богослов, "отец церковной истории", епископ Кесарии Палестинской после 315. О его происхождении достоверных сведений нет. Сам он называл себя Евсевием Памфилом, в знак преданности своему учителю и другу Памфилу. Вместе с Памфилом Евсевий осуществлял редактирование библейских рукописей в основанной Памфилом библиотеке в Кесарии. В период арианских споров Евсевий склонялся к субординационизму в трактовке отношения Бога Сына к Богу Отцу. Однако на обвинение в ереси..

Евтропий

(Eutropius), также Эвтропий, римский историк, служил секретарем (magister memoriae) при императоре Валенте, правившем на востоке Империи. В 363 сопровождал императора Юлиана в походе против персов. Составил Краткий свод римской истории (Breviarium historiae Romanae) в 10 кн., охватывающий время от основания Рима до воцарения Валента в 364. Изложение Эвтропия слишком кратко для того, чтобы быть своеобразным, однако его язык отличается ясностью, к источникам он подходит критически и трактует событ..

Египет

Арабская Республика Египет, государство в северо-восточной части Африки и на Синайском п-ове в Азии (ок. 6% территории), являющемся как бы мостом между двумя материками. Египту принадлежат также несколько небольших островков в Суэцком заливе и в Красном море. Египет на севере омывается Средиземным морем, а на востоке Красным. Граничит с Ливией на западе, с Суданом на юге и с Израилем на северо-востоке. С февраля 1958 по сентябрь 1961 сходил в состав федерации с Сирией - Объединенной Арабской Рес..

Египет Древний

Вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э. Возникли два крупных царства - одно в Верхнем Египте (в долине Нила), а другое в Нижнем Египте (в его дельте). Спустя приблизительно 300 лет Верхний Египет объединил всю страну в единое огромное царство. Оно включало плодородную земледельческую равнину, а по в..

Дополнительный поиск Евхаристия Евхаристия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евхаристия" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евхаристия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 10 символа