Египет. История

223

Об истории додинастического и династического Египтасм. Египет Древний.АБУ-СИМБЕЛ СФИНКС В ГИЗЕ Греко-римский и византийский период. В 332 до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не мог управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он отправился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом.

Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах, но никогда больше не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и сами египтяне.Династия Птолемеев (Лагидов). Эллинизация Египта. После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. Его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим.

Из сохранившейся египетской надписи следует, что Птолемей принял одного из последних царей Египта, досаждавшего персидской администрации в предшествовавший период. Греческие папирусы, один из основных источников информации о Египте, рисуют картину жизни эллинистического государства, в котором на традиции более древней египетской культуры наложились многие элементы греческой цивилизации. Птолемей I приказал перенести столицу страны из старого египетского города Мемфис в Александрию. Новый город имел греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки, многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию.

Литературные вкусы и интересы интеллектуалов Александрии почти полностью лежали в русле греческих культурных традиций, но и Египет мог гордиться своим жрецом-ученым Манефоном. Пользуясь влиянием при царском дворе, Манефон сумел убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными.Система управления. При Птолемеях, как и в древние времена, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждая такая административная единица во главе с назначенным чиновником, стратегом, состояла из города и примыкавшей к нему территории.

Существовали различные формы землевладения. Все земли, помимо "царских", сдавались в аренду "царским арендаторам", в том числе земельные владения храмов. Так, осевшие на земле солдаты (клерухи) могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Одним из результатов введенной при Птолемеях системы государственного контроля над земельными угодьями была легкость, с которой земля могла быть изъята из владения отдельных лиц для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме.

Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров. В стране действовали две разные системы судопроизводства для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее все вакансии стали заполняться представителями местного населения. При этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов. В 217 вооруженный отряд египтян принял участие в разгроме в битве при Рафии армии правителя Сирии Антиоха Великого.Упадок Птолемеев. Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта - Киренаика, Кипр и ряд менее надежных плацдармов на территории Азии и Греции.

Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великому победителю в войнах с Сирией Птолемею III Эвергету (247-221 до н.э.) наследовал его сын Птолемей IV Филопатор, который хотя и одержал победу при Рафии, описан в египетских анналах как слабый правитель. Государство еще более ослабело в результате династических распрей во втором веке, когда Птолемей IV Филопатор погряз в борьбе за власть со своим братом Птолемеем IX Эвергетом II. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, возможно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (51-30 до н. Э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония.

Ее отчаянная попытка сохранить царство осталась в памяти потомков на гораздо более долгое время, чем разгром Октавианом Августом ее войск и войск Марка Антония в битве у мыса Акций в 31 до н.э. Гибель Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также драматическая смерть самой царицы оставили Египет на милость римлян-победителей.Период римского правления. Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов. Вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. Префекту также подчинялись чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями. Верховный жрец Александрии и всего Египта, римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов, который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей.

Другие должности в египетской бюрократической иерархии были скопированы с администрации Птолемеев. На момент захвата Египта римскими войсками население страны было близко к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим с подозрением относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять разделенной страной неизмеримо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что население египетского села было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых определялся объемом и частотой выплат подушного налога, который был установлен еще при Птолемеях и заимствован новыми правителями Египта.

От уплаты подушного налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также определенное число египетских жрецов. Полугреки или эллинизированное население столиц номов выплачивали уменьшенную сумму налога, а египетские крестьяне были обязаны вносить его полную сумму. Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре "привилегированная" часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти навязывали эти почетные посты отдельным гражданам силой. Налоговый пресс становился все тяжелее.

И крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления - сумма налога не уменьшалась даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли.Волнения в Александрии. Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и с первых лет римской оккупации до 172 в стране не происходило серьезных выступлений местного населения. Однако отдельные волнения иногда случались, и происходили они главным образом в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к императору Рима с просьбой разрешить создать в городе совет по самоуправлению (буле).

Недовольство александрийских греков отказом Рима было усугублено рядом уступок, которые были предоставлены римлянами еврейской общине города. Евреи появились в эллинизированном Египте достаточно давно, еще первые Птолемеи приглашали еврейских военачальников на военную службу, и в последние годы существования династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданства (в Египте это являлось предпосылкой для получения римского гражданства) греки с негодованием восприняли эту инициативу.

Кроме того, греческую сторону угнетало то влияние, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, мнение греческой стороны можно узнать из памфлетов под названием "Acta Alexandrinorum" и в важном письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. После подавления восстания спустя два года численность еврейского населения Египта значительно сократилась.Введение христианства в Египте. Информация о раннем этапе развития христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонники должны были скрывать приверженность к религии, отрицающей обожествление императора и государства.

Документы, проливающие свет на распространение христианства до его окончательного утверждения в 4 в., крайне скудны. Крайне редки и официальные упоминания о христианстве, хотя в libelli, письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249-250), говорится и о тех, кто добровольно выразил свою лояльность римскому императору и его богам, и о христианах, которых убедили отказаться от своей веры. Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте шел довольно быстро, охватывая население различных районов вне зависимости от этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшись в Александрии, затем распространилась на центры провинций.

Ко 2 в. У египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Так, вторым по счету главой христианской церкви был Климент, а третьим - теолог-ученый Ориген.Римские реформы. Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь возложено было управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или какой-нибудь другой почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь, помимо подушного, египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов.

Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране разрухе. Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом, которым облагалась вся страна. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284-305). Теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях римской империи должны были определяться в ходе периодических переоценок. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях. Так, Египет был разделен на три административных провинции, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника.

При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов. Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Национальный характер египтян проявился после в организации монашеского движения, славившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная такими известными иерархами монашества в Египте, как Антоний и Пахомий, на протяжении веков служила примером для европейского монашества.Раскол в египетской церкви. Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений со стороны Рима и возникновения целого ряда новых соперничавших друг с другом религиозных и философских направлений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси.

Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии на территории Египта. На протяжении 3-4 вв. Популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Несколько манихейских рукописей сохранились в Египте. Все эти работы были написаны на коптском языке, в котором использовался греческий алфавит с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. Вместе с ним вышли из употребления три древнеегипетских шрифта. Иероглифический, на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках, иератический, на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература, и демотический, используемый в делопроизводстве и нерелигиозной литературе.

Эти шрифты были преданы забвению, из которого в 19 в. Их извлек знаменитый французский египтолог Шампольон. Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в четвертом и пятом столетиях. Правда, самые известные из них - александрийский епископ Анастасий (328-373), противник арианской ереси, и епископ Кирилл (412-444), способствовавший падению несторианства, - писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, проявился и в 451, когда преемник Кирилла Диоскур выступил на Халкидонском соборе в поддержку монофизитского учения.

На соборе монофизитство было объявлено ересью, а коптский митрополит был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол.Византийский период в истории Египта. Хотя пятый век не богат письменными свидетельствами, тем не менее до нас дошли работы одного из основателей коптского монашества Шенуте, в которых говорится, что языческая религия все еще пользовалась популярностью среди многих землевладельцев и высоких должностных лиц. Более многочисленные документы шестого столетия свидетельствуют о том, что окончательная победа христианства отнюдь не искоренила многовекового насилия и войн. Еще одна тенденция, прослеживаемая в византийский период, - увеличение числа крупных земельных поместий, находившихся во владении влиятельных семейств, которые обратили себе на пользу бегство крестьян с земли и, приняв на себя выплату их налогов, присвоили их земельные участки.Упадок Египта.

В 554 Юстиниан разделил Египет на четыре отдельные провинции, поставив во главе каждой из них полностью самостоятельного губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. Египетская (коптская) церковь с тем же упорством, с каким она противилась попыткам правительства Византийской империи силой навязать Египту духовное управление ортодоксального (мелькитского) патриарха, сопротивлялась идее примирения с другими христианскими церквями путем отказа от некоторых положений своей религиозной доктрины. В 616 персидские войска захватили Египет, и лишь поражения, нанесенные им армией византийского императора Ираклия, вынудили их покинуть территорию страны.Арабское завоевание. Тем временем на Востоке зарождалась новая сила мирового значения - арабо-мусульманское движение.

Воодушевленные своей новой религией, жители Аравии за сто лет после смерти Пророка (632) совершили обширные территориальные завоевания. Первой жертвой арабов стал сасанидский Иран. Затем в 639 они вторглись в Египет, который в результате религиозных распрей и недовольства египтян византийским правлением оказался настолько ослабленным, что небольшого контингента арабских воинов оказалось достаточно, чтобы захватить большую часть долины Нила. Таким образом, подошел к концу почти тысячелетний период господства в Египте греческой культуры. Несмотря на социально-экономические и политические неурядицы поздневизантийского периода, египетские рукописи свидетельствуют о богатстве разнообразной литературы на греческом языке, произведения которой создавались в одном из центров эллинизма или же в самом Египте.

Греческим языком продолжали пользоваться еще некоторое время после прихода арабов, еще дольше сохранялся коптский язык. Однако с усилением в Египте позиций арабского языка и ислама страна радикально изменила свою этнокультурную ориентацию.Начало арабского правления. В декабре 639 Амр ибн аль-Ас, военачальник второго халифа арабского государства Омара, во главе четырехтысячного отряда двинулся из Палестины в Египет. В ходе боевых действий выяснилось, что имевшихся у Амра сил было недостаточно для штурма укрепленных позиций и обнесенных крепостными стенами городов. Весной 640 из Аравии подоспела подмога в количестве 10 тыс. Человек. Теперь уже ничего не мешало начать осаду Вавилона, располагавшегося неподалеку от современного Каира.

Император Византии Ираклий отверг совет своего представителя в правительстве Египта патриарха Кира сдать город без боя, и Вавилон был захвачен штурмом в апреле 641. Еще шесть тысяч добровольцев-мусульман прибыли из Аравии, но арабам так и не удалось преодолеть крепостные стены Александрии. Кир пошел на мирное соглашение с завоевателями, и осенью 642 город перешел к арабам. Заключенный между византийским патриархом и мусульманским военачальником договор предусматривал, что сумма поземельного налога будет поступать к арабам, а каждый не исповедующий ислам взрослый житель Александрии должен будет выплачивать завоевателям подушный налог. Согласно договору, всякая попытка византийской армии снова захватить город или его гавань должна была быть отбита.

Сохранялись имущественные права христиан и евреев на их храмы, они могли совершать богослужения и жить так, как они жили до прихода арабов-мусульман. Никакого сопротивления завоевателям не оказали египетские копты, которые на протяжении долгого времени подвергались притеснениям со стороны императоров Византии. Не теряя времени, арабы вскоре приступили к эксплуатации древнего, построенного еще при фараонах канала, соединявшего Нил с Красным морем, и уже в 644 двадцать кораблей стали на разгрузку в аравийских портах. На начальном этапе арабского правления Египет представлял собой важную провинцию арабского халифата. При халифских династиях Омейадов и Аббасидов во главе страны стояли способные правители.

Александрия была превращена в стратегическую морскую базу, и именно египетские корабли в результате двух крупных морских сражений в 655 и 668 положили конец гегемонии Византии на Средиземном море. Однако, хотя Александрия и была главным городом Египта, арабские войска избрали местом своего постоянного расположения местечко Фустат (в переводе - шатер), расположенное на Ниле (совр. Пригород Каира - Мыср эль-Кадима). Основанная арабами новая египетская столица стала колыбелью современного Каира.Период правления династий Тулунидов и Ихшидидов. По мере ослабления в 9 в. Аббасидского халифата губернаторы Египта все чаще стали игнорировать требования Багдада о выплате налогов. Назначенный в 868 губернатором Египта военачальник тюркского происхождения Ахмед ибн Тулун вскоре перестал подчиняться аббасидским халифам.

Поскольку теперь налоги перестали вывозиться из Египта, страна вступила в период относительного процветания. Во главе огромной армии в 877 Ибн Тулун захватил Сирию и создал в Акре морскую базу. Уделяя большое внимание развитию новой столицы Египта Фустата, он построил там великолепную мечеть Ибн-Тулун, до сих пор являющуюся одним из архитектурных шедевров старого Каира. В результате многочисленных провалов в системе управления в 905 власть династии Тулунидов над Египтом закончилась, и на следующие 30 лет страна опять попала под власть Аббасидов. В 935 Мухаммед ибн Тугдж аль-Ихшид, тюрк по этнической принадлежности и самаркандец по месту рождения, объявил себя независимым правителем Египта. Позднее он сумел распространить свою власть на Сирию, Палестину и Хиджаз.

Но уже в 969 его сыновья вынуждены были передать власть над Ихшидидским государством более мощной мусульманской династии из Северной Африки.Правление династии Фатимидов. В 909 Саид ибн Хусейн из Сирии сверг правителей Туниса - эмиров династии Аглабидов и приняв новое имя -Абдаллах аль-Махди. Поскольку представители этой династии утверждали, что происходят от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда, они стали называться Фатимидами. Сам основатель династии Фатимидов принадлежал к крайней секте шиизма - исмаилитам, врагам суннитских аббасидских халифов. В течение нескольких лет Фатимиды установили контроль над большей частью Северной Африки, в 914 ими была захвачена Александрия, откуда начались набеги в район дельты Нила.

Фатимиды захватили большую часть островов в западном Средиземноморье и грабили города на побережье Италии, Франции и Испании. В 969 по приказу четвертого фатимидского халифа аль-Муизза был захвачен Египет. В 973 халиф перенес столицу в недавно отстроенный Каир. Годом раньше была сооружена мечеть Аль-Азхар. Это был период наивысшего расцвета империи Фатимидов, территория которой простиралась от Марокко на западе до Сирии на востоке и от Йемена на юге до Турции на севере (до хребта Тавр). Несмотря на то, что после правления аль-Хакима (996-1021) начался упадок династии Фатимидов, экономическое процветание Египта продолжалось благодаря тому, что через Каир проходило множество торговых маршрутов, связывавших Средиземноморье и Восточную Азию.

Военная мощь Фатимидов неуклонно падала, и они уже не могли воспрепятствовать захватам Сирии и Палестины тюрками-сельджуками и выходу из-под их контроля Северной Африки. Правда, Палестину удалось вернуть, но лишь на время. Она была вновь утеряна в ходе первого похода крестоносцев в 1099. После того как сирийские и палестинские мусульмане добились ряда побед над крестоносцами, в 1167 с целью подготовки египетских оборонительных рубежей в Египет прибыл Саладин (Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб). В 1171 воины Саладина низложили слабого фатимидского халифа аль-Адида. При Саладине в качестве государственной религии Египта восстановлен ислам суннитского направления.Правление династии Айюбидов. В 1174 Саладин стал независимым правителем Египта, и уже в следующем году его армии завоевали Сирию и Палестину.

Заветной мечтой Саладина было уничтожение государств крестоносцев на территории Леванта. В 1187 в битве при Хаттине воины Саладина разбили крестоносцев и захватили Иерусалим, вызвав третий крестовый поход, в ходе которого христиане сумели возвратить себе Акру, но потерпели неудачу при штурме Иерусалима. В 1192 между крестоносцами и Саладином было достигнуто мирное соглашение, в соответствии с которым над побережьем устанавливался контроль крестоносцев, а над внутренними районами - Саладина. Его преемники правили Египтом до 1250, а затем последний представитель Айюбидов был свергнут командирами гвардии мамлюков - белых рабов, находившихся на привилегированном положении, которые установили в стране режим, известный под названием мамлюкского султаната.

В целом и при Фатимидах, и при Айюбидах в Египте развивались промышленность и торговля, ученые пользовались поддержкой со стороны государства, открывались школы, строились новые мечети и дворцы. Большое внимание уделялось совершенствованию системы ирригации, сооружались дамбы и каналы.Правление мамлюков. С 1250 по 1517 Египет управлялся мамлюкскими султанами, в целом за этот период у кормила государственной власти побывало 47 султанов. Некоторые из них были неграмотны, с трудом изъяснялись по-арабски и смутно представляли себе, что такое ислам, однако большинство обладало недюжинными военными и организаторскими способностями. Один из наиболее ярких представителей мамлюкских правителей, султан Бейбарс, в 1260 в битве при Айн-Джалуте (район Назарета в Палестине) разгромил монгольские войска, предотвратив их вторжение в Египет.

В то время как большая часть мусульманской империи Ближнего Востока, начиная со времен Чингис-хана (начало 13 в.) до Тамерлана (конец 14 в.) подвергалась периодическим опустошительным набегам кочевников из Азии, в Египте сохранялись золотые времена для ученых и коммерсантов. Ко второй половине 15 в. Относится сооружение по приказу султана Каит-бея известного мемориального комплекса, сохранившийся минарет которого до сих пор является украшением Каира. После того как португальские корабли обогнули Африку с юга и блокировали южную оконечность Красного моря, масштабы международных торговых операций через территорию Египта стали уменьшаться. К 1510 мамлюкские султаны потеряли контроль над своей державой, и в 1517 Египет попал под власть султана Селима I, который включил в состав Османской империи Сирию, Аравийский полуостров и большую часть Северной Африки.Египет под османским господством.

В конце 16 в. Треть всех собираемых в Османской империи налогов поступала из Египта. В 17 в. Каир вновь стал центром международной торговли. Египетские торговцы закупали в Йемене кофе мокко и вывозили его в страны Ближнего Востока, а затем и в Европу. Формально Египет считался одной из провинций Османской империи, которая управлялась губернатором - пашой с резиденцией в Каире. И пока оттуда в Стамбул поступали значительные суммы налоговых платежей, султаны Османской империи предпочитали не вносить каких-либо радикальных изменений в систему управления провинцией, сохранившуюся с времен мамлюков. Подобная политика дала возможность высшим мамлюкским лидерам - беям, установить к концу 17 в. Эффективный контроль над страной.

К середине 18 в. С ослаблением власти Османской империи над Египтом мамлюкские беи почувствовали себя независимыми. В своем противостоянии с центральным правительством Османской империи они порой искали поддержку у европейских коммерсантов и их правительств, которые были заинтересованы в Египте как источнике дешевой пшеницы. В конце 18 в. В результате распрей среди мамлюков страна впала в анархию. В 1798, в период наполеоновских войн, французские войска во главе с Наполеоном I захватили Египет. В основе этой акции лежали планы создать стратегический плацдарм для дальнейшей борьбы с Великобританией за обладание Индией, обеспечить поставки египетской пшеницы во Францию и, наконец, создать собственную колонию на арабском Востоке.

Но в 1801 английским и турецким войскам удалось изгнать французов из Египта.Правление Мухаммеда Али. Одним из командиров отряда османских войск, введенных в Египет для борьбы с французской оккупацией, был Мухаммед Али (1769-1849), в прошлом торговец табаком из фракийского городка Кавалла. При поддержке боснийских и албанских частей Мухаммед Али объединился с мамлюками в борьбе с османским губернатором Египта и вынудил его бежать из Каира. Затем ему удалось разделить вооруженные силы мамлюков и вытеснить их в пустыню. В 1805 правительство Османской империи назначило Мухаммеда Али пашой Египта, а в 1811 он стал абсолютным правителем страны. Правда, он по-прежнему признавал себя вассалом Османов и ежегодно отправлял в Стамбул требуемые суммы налогов.

Правление Мухаммеда Али, которое продолжалось до 1849 - один из важнейших периодов исторического развития Египта. Мухаммед Али был одной из самых ярких политических фигур 19 в. И почитается египтянами как основатель современного Египта. С помощью европейских военных экспертов и технических специалистов он реорганизовал египетскую армию по европейскому образцу, национализировал большую часть земельных площадей, принадлежавших мамлюкам, ввел государственную монополию на производимые в стране основные продукты и товары и начал кампанию по выращиванию хлопка в районе дельты Нила. Тем самым он придал мощный импульс развитию экономики Египта. По его приказу были расчищены старые и построены новые оросительные каналы.

Была введена система летнего орошения, что позволило египетским крестьянам (феллахам) получать в течение года два и даже три урожая. Благодаря успешной борьбе с эпидемическими болезнями и улучшению условий труда в сельском хозяйстве ко времени смерти Мухаммеда Али население страны увеличилось до 4,5 млн. Человек. С введением в строй крупного канала Эль-Махмудия транспортные потоки по Нилу пошли через Александрию, стимулировав быстрый рост города, число жителей которого увеличилась с 15 тыс. Человек в 1805 до 150 тыс. В 1847. Эпоха Мухаммеда Али отмечена решительной индустриализацией страны. В период его правления было создано более 300 современных промышленных предприятий, главным образом по производству оружия и военной формы для египетской армии.

Со временем производство на этих предприятиях было остановлено, поскольку Египту не хватало сырья и топлива, а правительство Великобритании приостановило введение в действие тарифов, которые смогли бы помочь египетским товаропроизводителям выстоять в конкурентной борьбе с английским импортом. Мухаммед Али стремился внедрить в Египте достижения европейского научно-технического прогресса и открыл ряд технических школ по европейскому образцу. Правитель Египта не боялся пользоваться в интересах страны успехами европейской технической и научной мысли, что помогало ему создавать мощную армию и современное государство. В то же время он стремился не попадать в полную зависимость от Европы и остерегался делать крупные займы у европейских банков и правительств.

Завоевательная политика Мухаммеда Али наложила отпечаток на развитие всего мусульманского мира. В период 1811-1819 его армия предприняла ряд успешных походов против аравийского движения ваххабитов, в 1821 была завоевана территория Восточного Судана, в 1824 египетские вооруженные части принимали участие в подавлении антиосманского восстания в Греции, а в 1832 прославленный сын правителя Египта Ибрахим-паша (1789-1848) разбил в Сирии армии Османской империи, вторгся в Малую Азию и вынудил османского султана отдать Сирию. К 1833 под властью Мухаммеда Али находилась огромная территория, простиравшаяся от Судана до Тавра в Турции. Вместе с тем процесс создания в Египте мощного и действительно независимого государства вызывал озабоченность не только Османской империи, но и некоторых европейских держав, опасавшихся нарушения баланса сил на Ближнем Востоке.

Планы создания в этом регионе своей зоны влияния вынашивала Франция, не скрывала своей заинтересованности и Великобритания, озабоченная сохранением безопасности своих жизненно важных коммуникаций на пути в Индию. Предпринятая в 1841 совместная вооруженная акция европейских держав и Османской империи вынудила Мухаммеда Али вывести египетские войска из Сирии и принять такие условия капитуляции, которые фактически означали его отказ от претензий на создание сильного египетского государства с мощной армией и развитой промышленностью. Со своей стороны османский султан подтвердил наследственное право династии Мухаммеда Али на управление Египтом.Правление Аббаса I (1849-1854). После смерти в 1849 Мухаммеда Али губернатором Египта стал его внук Аббас I, который занимал этот пост до 1854.

Аббаса тревожил рост влияния европейских держав в его владениях, и он не помышлял о продолжении политики индустриализации и модернизации, начатой его дедом. Правда, в одном случае он сделал исключение, предоставив английской компании концессию на строительство железной дороги между Каиром и Александрией. Англичане были заинтересованы в строительстве железнодорожных путей в Египте, поскольку это значительно облегчало вывоз такой важной экспортной культуры, как хлопок. Из района дельты Нила он транспортировался в порт Александрии и оттуда на кораблях перевозился в Великобританию. Кроме того, железнодорожное сообщение должно было улучшить систему коммуникаций вдоль жизненно важного для англичан пути в Индию.

Железнодорожная линия Каир - Александрия вступила в строй в 1852, к концу 19 в. Сеть железных дорог в Египте была развита в большей степени, чем в некоторых европейских странах.Правление Саид-паши (1854-1863). После убийства Аббаса I в 1854 последующие девять лет во главе Египта находился Саид-паша, четвертый и любимый сын Мухаммеда Али. Новый губернатор окружил себя французами и спустя четыре месяца после прихода к власти выдал своему старинному другу Фердинанду де Лессепсу концессию на строительство Суэцкого канала. Этот проект не устраивал Великобританию, которая опасалась, что тем самым будут нарушены британские торговые интересы на Востоке. Тем не менее была основана Всеобщая компания морского Суэцкого канала и выделены пакеты акций для наиболее развитых государств мира.

Правда, акции, зарезервированные за Великобританией, Россией, Австрией, а также Соединенными Штатами, остались невыкупленными. Строительство канала началось в апреле 1859, но когда в 1863 Саид умер, работы по строительству канала были все еще далеки от завершения.Правление Исмаил-паши (1863-1879). Когда внук Мухаммеда Али Исмаил-паша стал губернатором Египта, ему было 33 года. Исмаил-паша мечтал сделать Египет частью Европы и много сделал для интеграции египетской и европейской экономики. При Исмаил-паше сооружались доки, гавани, железные дороги, телеграфные линии и новые ирригационные каналы. Продолжая политику своего деда, он направлял молодых египтян на учебу в высшие учебные заведения Европы, способствуя созданию в стране европейски образованного среднего класса.

Исмаил принял на себя обязательства Саида по строительству Суэцкого канала и вложил немалые суммы в это предприятие. На церемонию открытия в 1869 Суэцкого канала собрались многие коронованные особы из-за рубежа. Исмаил обратился к Джузеппе Верди с просьбой написать оперу по случаю открытия канала, но созданная композитором Аида впервые прозвучала лишь в 1871. После вручения щедрых даров султану Османской империи Исмаилу был пожалован наследственный титул хедив.

Значения в других словарях
Египет

Арабская Республика Египет, государство в северо-восточной части Африки и на Синайском п-ове в Азии (ок. 6% территории), являющемся как бы мостом между двумя материками. Египту принадлежат также несколько небольших островков в Суэцком заливе и в Красном море. Египет на севере омывается Средиземным морем, а на востоке Красным. Граничит с Ливией на западе, с Суданом на юге и с Израилем на северо-востоке. С февраля 1958 по сентябрь 1961 сходил в состав федерации с Сирией - Объединенной Арабской Рес..

Египет Древний

Вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э. Возникли два крупных царства - одно в Верхнем Египте (в долине Нила), а другое в Нижнем Египте (в его дельте). Спустя приблизительно 300 лет Верхний Египет объединил всю страну в единое огромное царство. Оно включало плодородную земледельческую равнину, а по в..

Единицы Измерения Физических Величин

Величины, по определению считающиеся равными единице при измерении других величин такого же рода. Эталон единицы измерения - ее физическая реализация. Так, эталоном единицы измерения "метр" служит стержень длиной 1 м. В принципе, можно представить себе какое угодно большое число разных систем единиц, но широкое распространение получили лишь несколько. Во всем мире для научных и технических измерений и в большинстве стран в промышленности и быту пользуются метрической системой.Основные единицы. В..

Екатерина II

ЕКАТЕРИНА IIВЕЛИКАЯ (1729-1796), российская императрица, урожденная София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Родилась 21 апреля (2 мая) 1729 в Штеттине (Прусская Померания). Дочь правителя небольшого Ангальт-Цербстского княжества Христиана Августа и Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской. Получила хорошее образование у французских гувернанток и наставников. В 1744 была обручена и в 1745 обвенчана с великим князем и наследником престола Петром Федоровичем, племянником императрицы Елизаветы. Э..

Дополнительный поиск Египет. История Египет. История

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Египет. История" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Египет. История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 15 символа