Жэнь

223

"Гуманность", "человечность", "человеколюбие", "милосердие", "доброта" - одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта. 1) морально-психологический - "[[родственная]] любовь/жалость к людям" (ай жэнь), стоящая в одном ряду с "должной справедливостью" (и), ритуальной "благопристойностью" (ли2), "разумностью" (чжи4), "благонадежностью" (синь2). 2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу. 3) этико-метафизический - симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение "жэнь1" - "человек и человек", или "человек среди людей".

Хотя иероглиф "жэнь1" в значении "доброта правителя к подданным" присутствует в современных текстах канонизированной конфуцианцами доконфуцианской классики (Шу цзин, Ши цзин), возможно он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты. В конфуцианстве понятие "жэнь1" сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная "любовь к людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти (Лунь юй, XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21. Мэн-цзы, IV Б, 28), с другой - как "преодоление себя и возвращение к [[ритуальной]] благопристойности" (кэ цзи фу ли), реализующее "золотое правило" морали. "не навязывать другим того, чего не желаешь себе", "упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам" (Лунь юй, XII,1, VI, 28).

У Конфуция жэнь1 представлялось специфическим атрибутом "благородного мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь) (Лунь юй, VI, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность (Чжун юн, 20. Мэн-цзы, III А, 4, VII Б, 16. Ли цзи, гл.7). Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь1 в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем "сердце" (синь), без которого человек перестает быть человеком (Мэн-цзы, II А, 6, VI Б, 2, VII Б, 31), следствием "гуманного [[отношения к]] людям" (жэнь мин) считал "любовь [[к миру]] вещей", т.е. Всему сущему (ай у). Он также обобщил суждения Лунь юя о социально-политической значимости жэнь1 в понятии "жэнь чжэн" - "гуманное правление", ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии.

В раннем даосизме жэнь1 подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе ("небу и земле"), явившееся результатом деградации дао и дэ. В Дао дэ цзине (В§ 8) жэнь1 признано благотворной основой общения людей, а в Чжуан-цзы (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве "принесения пользы вещам" (ли у). Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) сделал шаг к онтологизации "гуманности", объявив ее воплощением "воли Неба" (тянь чжи) в человеческом теле и результатом "трансформации" (хуа) "пневмы" (ци) крови. В позднем, так называемом религиозном, даосизме, философии "учения о таинственном" (сюань сюэ) и буддизме жэнь1 стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между "я" и "не-я" (у во1).

Неоконфуцианцы под влиянием Хань Юя (768-824) расширили онтологическое содержание понятия "гуманность". Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и другие трактовали ее как атрибут неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь1 физическому параличу (медицинский смысл выражения "бу жэнь" - "негуманность"). Ван Янмин утверждал, что жэнь1 "образует единое тело (ти) с камнем и черепицей". В трактовках жэнь1 неоконфуцианскими мыслителями конца Империи отразились особенности восприятия ими западной научной мысли. Тань Сытун идентифицировал жэнь1 с общеприродной "силой любви" (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции - эфира (итай). Кан Ювэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь1 с электромагнитным притяжением.

Философы 20 в., интерпретирующие классические китайские доктрины, толкуют жэнь1 в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве - как принцип "моральной метафизики" (даодэ ды синшансюэ), выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин)ЛИТЕРАТУРАДревнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Карапетьянц А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий. - В кн. Конфуцианство в Китае. М., 1982 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Жуве Луи

(Jouvet, Louis) (1887-1951), Франция. Режиссер, актер, театральный педагог. Играл в пьесах классического и современного репертуара - Танцевальная программа (Dance Program), Вольпоне (Volpone) Б.Джонсона, Адская машина (The Infernal Machine), Школа жен (School of Women) Мольера. Поставил все пьесы Ж.Жироду и почти во всех исполнил центральные роли. Снялся в фильмах Топаз (Topaze), Кнок (Dr.Knock), Карнавал во Фландрии (Carnival in Flanders).. ..

Жуки

(Coleoptera), отряд насекомых, самый крупный таксон в царстве животных. Всего описано ок. 1 млн. Видов этого царства, из них ок. 700 тыс. Приходится на класс насекомых, среди которых примерно 300 тыс. - жесткокрылые, или жуки. Ученые ежегодно описывают несколько тысяч новых их видов. Название отряда происходит от греч. Koleon - футляр и pteron - крыло. Его представители характеризуются жесткими передними крыльями, называемыми надкрыльями, или элитрами, которые смыкаются (а иногда и срастаются) п..

Загрязнение Воды

Изменения химического и физического состояния или биологических характеристик воды, ограничивающие дальнейшее ее употребление. При всех типах водопользования меняются либо физическое состояние (например, при нагревании), либо химический состав воды - при поступлении загрязняющих веществ, которые делятся на две основные группы. Со временем изменяющиеся в водной среде и остающиеся в ней неизменными. К первой группе относятся органические компоненты бытовых стоков и большая часть промышленных, напр..

Загрязнение Воздуха

Любое нежелательное изменение состава земной атмосферы в результате поступления в нее различных газов, водяного пара и твердых частиц (под воздействием природных процессов или в результате деятельности человека). Примерно 10% загрязнителей попадают в атмосферу вследствие таких природных процессов, как, например, вулканические извержения, которые сопровождаются выбросами в атмосферу пепла, распыленных кислот, в том числе серной, и множества ядовитых газов. Кроме того, основными источниками серы в..

Дополнительный поиск Жэнь Жэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жэнь" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 4 символа