Лады

286

В музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин только к звукорядам древнегреческим и средневековым церковным, а также к звукорядам музыкального фольклора разных народов, восточных и примитивных культур. Древнегреческие лады состоят из двух соединенных тетрахордов, каждый из которых содержит два целых тона и один полутон, при движении сверху вниз (например, фа - ми - ре - до). Эти лады в большей мере характеризуются высотным положением, нежели отношениями между входящими в них тонами. В древнегреческих звукорядах выделяются две важнейшие позиции - доминанта и конечный тон (финалис).

Доминанта обозначает центр, вокруг которого происходит наиболее активное мелодическое развитие. Конечный тон обозначает пункт, от которого строится лад. Из семи древнегреческих ладов основными являются четыре - дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, которые начинаются, соответственно, от тонов ми, ре, до, си. С ними тесно связаны лады гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский, которые имеют те же опорные тоны, но иной порядок следования тетрахордов. Произведения, построенные на разных ладах, различались как по диапазону, так и по характеру мелодики. Древние греки давали ладам образные характеристики. Дорийский лад считался "мужественным", лидийский - "женственным", фригийский - "страстным", миксолидийский - "скорбным".

Церковные лады европейского Средневековья составляли фундамент не только григорианского пения, но и всей музыки примерно до начала 17 в. Раньше полагали, что церковные лады непосредственно происходят из древнегреческих, однако теперь вполне ясно, что между двумя системами существуют важные различия. Так, церковные лады имеют не нисходящее, а восходящее строение (начинаются от тонов ре - ми - фа - соль). Сохраняя древнегреческие наименования, они имеют другие конечные тоны. Например, дорийский средневековый лад начинается от ре, а не от ми. Двенадцать церковных ладов составляют шесть пар, в каждой из которых один лад называется "автентическим", а второй - "плагальным". Автентический лад - это диатонический звукоряд октавного диапазона, где главным центром является конечный тон.

Плагальный лад располагается на кварту ниже соответствующего автентического лада, но сохраняет тот же конечный тон. Наиболее же существенное различие между древнегреческими и средневековыми церковными ладами связано с проблемой ладовых тяготений. В греческом ладе нет тяготения к конечному тону. В средневековом ладе, где появляются добавочные тона (например, полутон между седьмой и восьмой ступенью), возникает сильное тяготение к конечному тону. Это разрушало индивидуальность каждого церковного лада, и в конце концов модальность, т.е. Характерность каждого лада, была сведена к мажору и минору, которые и стали основой музыки Нового времени.См. Также Музыкальные Гаммы. В эпоху Средневековья существовал также термин "ритмические лады", который прилагался к шести основным ритмическим размерам (хорей, ямб, дактиль, анапест, спондей и трибрахий), доминировавшим в музыке 13 в.ЛИТЕРАТУРААлексеев Э.Е.

Проблемы формирования лада. М., 1976 Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

Значения в других словарях
Лагерлеф Сельма

(Lagerlf, Selma Ottiliana Lovisa)(1858-1940), шведская писательница. Родилась 20 ноября 1858 в провинции Вермланд. В 1888 приехала в Стокгольм, чтобы приобрести профессию учителя. После завершения образования получила место в школе Ландскруна на юге Швеции. Еще в Стокгольме у нее возник замысел написать книгу на основе сказок и преданий родной провинции. Книга получила название Сага о Йесте Берлинге (Gsta Berlings saga, 1891). Неповторимая оригинальность и богатство воображения принесли молодой ..

Лагранж Жозеф Луи

(Lagrange, Joseph Louis)ЖОЗЕФ ЛУИ ЛАГРАНЖ(1736-1813), французский математик и механик. Родился 25 января 1736 в Турине. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, и определил его в Туринский университет. Однако там все свое время Жозеф отдавал физике и математике. Рано проявившиеся блестящие математические способности позволили ему в 19 лет стать профессором геометрии в Артиллерийской школе Турина. В 1755 Лагранж послал Эйлеру свою эпохальную математическую работу об изопериметрических свойствах, пол..

Лазер

Квантовый генератор, источник мощного оптического излучения (laser - аббревиатура выражения light amplification by stimulated emission of radiation - усиление света вынужденным излучением). Принцип действия лазера тот же, что и у ранее созданного мазера(см. Квантовые Генераторы И Усилители),поэтому его иногда называют оптическим мазером. В обоих этих устройствах излучение избыточной энергии возбужденных атомов вынуждается внешним воздействием. Лазер отличается от обычных источников света (наприм..

Лазурит

КАБОШОН ИЗ ЛАЗУРИТА, подготовленный для ювелирного изделия.(ляпис-лазурь), минерал, сложный алюмосиликат натрия, (Na,Ca)7-8(Al,Si)12(O,S)24[[(SO4), Cl2(OH)2]] с добавочными анионами. Название происходит от перс. "азул" - небо. Цвет голубой, лазурно-синий или зеленовато-синий. Твердость 5,5-6, плотность 2,4-2,5. Кристаллизуется в кубической сингонии. Кристаллы очень редки. Показатель преломления 1,5. Образуется в результате контактового метасоматоза известняков. Обычно встречается в виде плотных ..

Дополнительный поиск Лады Лады

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лады" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лады, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа