Лапшин Иван Иванович

233

(1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1898-1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию.

Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд - Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он - экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философия изобретения и изобретение в философии (тт. 1-2, 2-е изд. Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952. Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации.

Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи ("те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики"). В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и "вещей в себе". Существование последних не может быть доказано (впрочем, как и обратное), т.к. К ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме "чужого Я", Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892).

Реальность "чужого я" лишь гипотетична ("трансцендентная реальность чужого я недоказуема"), соответственно - представление о "чужой" одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера "эмоционального мышления").

"Изобретательность" в философии - это, по Лапшину, творческий элемент, который постоянно присутствует в философском познании. "Философская страсть удивления" перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества - изобретения, включая в их число "комбинаторику фактов", "комбинаторику мыслей", "комбинаторику точек зрения", "комбинаторику форм выражения". Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под "непрестанным контролем мысли".ЛИТЕРАТУРАЛапшин И.И. Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб, 1910 Лапшин И.И.

Художественное творчество. Пг., 1922 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

Значения в других словарях
Лаперуз Жан Франсуа

(La Perouse, Jean Francois) (1741-1788), французский морской офицер и первопроходец. Родился 22 августа 1741 близ Альби. Поступил на службу в военно-морской флот Франции в 1756. В 1778-1783, когда Франция воевала с Англией, Лаперуз служил в Северной Америке, в основном у восточных берегов Канады, и участвовал в захвате фортов Принца Уэльского и Йорк в Гудзоновом заливе. В 1785 французское правительство направило Лаперуза на поиски Северо-Западного прохода. Ему предстояло исследовать просторы Тих..

Лаплас Пьер Симон

(Laplace, Pierre Simon)ПЬЕР СИМОН ЛАПЛАС(1749-1827), французский математик, физик и астроном. Родился 23 марта 1749 в Бомон-ан-Ож (Нормандия). Учился в школе монашеского ордена бенедиктинцев, однако еще в молодости стал убежденным атеистом. В 1766 приехал в Париж. Последующие три года занимался математикой, публиковал свои работы в математическом журнале, основанном Ж.Лагранжем. В 1771 по рекомендации Даламбера стал профессором Военной школы в Париже. Активно участвовал в реорганизации системы о..

Ларвы

В римских верованиях, опасные демоны, которым приписывалась способность насылать некоторые виды безумия.. ..

Ларжильер Никола Де

(Largillire, Nicolas de)(1656-1746), французский живописец. Учился в Антверпене у Антони Губо, затем в Париже у А.Ф.фон дер Мелена. Несколько раз ездил в Англию, где помогал Питеру Лели, работавшему при дворе Карла II. Богатство колорита и атмосфера роскоши в замечательных портретах мастера, написанных в зрелый период творчества, напоминают о фламандских корнях его искусства. В Париже он познакомился с известным и влиятельным художником Шарлем Лебреном, стал членом Королевской академии живописи ..

Дополнительный поиск Лапшин Иван Иванович Лапшин Иван Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лапшин Иван Иванович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лапшин Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 20 символа