Мазаччо

203

(Masaccio)(1401-1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Значение живописи Мазаччо было вновь оценено в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде. Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. Его полное имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai). О детстве и юности художника почти ничего не известно.

В 1422 Мазаччо вступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (к которой причислялись и художники), но неизвестно, у кого он учился и когда приехал во Флоренцию. К раннему периоду его творчества относят самые разные произведения, в том числе алтарный образ Мадонна с Младенцем и святыми из маленькой церкви Сан Джовенале в Каша ди Реджелло. Вероятно, в 1422-1424 Мазаччо и его земляк Мазолино да Паникале вместе работали над другой алтарной композиций - Мадонна с Младенцем и св. Анной (Флоренция, галерея Уффици). Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской Троица (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла), созданной, по-видимому, ок. 1427. Сюжет композиции традиционен.

На ней изображены Бог Отец, распятый Христос и Святой Дух в виде голубя. Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна. Вместо образа, показанного на золотом фоне, в котором подчеркивается вневременной аспект, он поместил изображение Троицы в маленькой сводчатой капелле. При этом взгляд зрителя оказывается обращенным снизу вверх. Созданное здесь иллюзионистическое изображение архитектуры стало первым примером удачного и последовательного применения в живописи недавно открытого принципа линейной перспективы с единой точкой схода. Эта фреска интерпретировалась исследователями по-разному, однако ее главная тема - победа веры над смертью. В нижней части композиции изображен скелет, лежащий на саркофаге под надписью.

"Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете". Это напоминание о бренности жизни, но в сознании верующего оно должно соседствовать с мыслью о том, что Христос тоже умер, даровав человеку спасение. В 1426 Мазаччо создал полиптих для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Его центральная часть, Мадонна с Младенцем и ангелами, находится в Национальной галерее в Лондоне. Многие части этого алтаря утрачены, но сохранившиеся с достаточной ясностью показывают, что художника занимали проблемы применения законов перспективы, достижения единства композиции с помощью света и изображения человеческой фигуры. Самое значительное по своим масштабам произведение Мазаччо - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, созданные им вместе с Мазолино.

Вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423, и он успел расписать своды (эти росписи не сохранились). В середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427, уже вместе с Мазаччо. Однако роспись так и осталась незаконченной, поскольку в следующем году сначала Мазолино, а затем и Мазаччо уехали в Рим. Лишь около 1484 Филиппино Липпи завершил фресковую декорацию всей капеллы. Мазаччо приписываются композиции Изгнание из рая, Чудо со статиром, Крещение Петром неофитов, Апостол Петр, исцеляющий больных своей тенью, Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными, Воскрешение сына антиохийского царя и фрагменты фресок Исцеление калеки и Воскрешение Теофила.

В росписях капеллы Бранкаччи представлены история грехопадения и эпизоды из жизни св. Петра, в основном совершенные им чудесные исцеления и дела милосердия. Персонажи фресок Мазаччо наделены героическим духом, в отличие от характерных для позднеготической живописи хрупких и изящных образов. Сюжет одной из самых знаменитых композиций - Чудо со статиром - взят из Евангелия от Матфея (17:24-27). Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры. Особенно важно, что, как и Донателло десятилетием раньше, он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству.

Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Свет падает из правого верхнего угла. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Фигуры, трехмерность которых передана посредством мощной светотеневой моделировки, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написанным с учетом световоздушной перспективы. Концепцию художника выражает высказывание одного из его современников. Фреска или картина является окном, через которое мы видим мир. Это утверждение и его практическое осуществление оставались главной целью западноевропейской живописи в течение более чем четырех столетий. Умер Мазаччо в Риме в 1428.ЛИТЕРАТУРАЗнамеровская Т.П.

Мазаччо. Л., 1975 Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

Значения в других словарях
Мадлен

Заключительный этап эпохи верхнего палеолита во Франции, названный по пещере Ла Мадлен в Турсаке (департамент Дордонь). Здесь найдены многочисленные изделия из кости и рога, а также гравировки и росписи. Люди мадленской эпохи охотились главным образом на северного оленя, а форма бытовавших у них костяных и роговых наконечников и гарпунов столь быстро изменялась, что эту культуру можно разделить на шесть последовательных этапов. Ее памятники в наибольшем числе известны во Франции, в Испании к сев..

Мазарини Джулио

(фр. Mazarin, Jules. Ит. Mazarini, Giulio)ДЖУЛИО МАЗАРИНИ(1602-1661), французский государственный деятель, родился в Пешине (близ Авеццано, Италия) 14 июля 1602. Родители Мазарини принадлежали к окружению древнего аристократического рода Колонна, его отец Пьетро (уроженец Сицилии) служил у коннетабля Филипо I Колонна, а мать Ортензия Буфалини, происходившая из знатного тосканского рода, находилась в родстве с Колонна по женской линии. Получив образование в Италии и Испании, с 1629 по 1634 Мазари..

Мазепа Иван Степанович

МАЗЕПА-КОЛЕДИНСКИЙ, ИВАН СТЕПАНОВИЧ(ок. 1644-1709), украинский государственный и военный деятель. Родился в Мазепинцах (близ Белой Церкви), вероятно, в 1644 (менее правдоподобен 1629). Принадлежал к украинской шляхте и, хотя и был православным, своим воспитанием обязан иезуитам при дворе короля Яна II Казимира. Поступив в 1669 на службу к гетману правобережной Украины П.Д.Дорошенко, он в 1674 перешел к гетману левобережной Украины И.Самойловичу, в 1682 стал генеральным есаулом, а в 1687 был избр..

Мазолино Да Паникале

(Masolino da Panicale)(ок. 1383 - ок. 1447), флорентийский художник, искусство которого является связующим звеном между флорентийской готикой и новым ренессансным стилем его ученика Мазаччо. Мазолино умел достигать весомости и объемности фигур при помощи моделировки, намечать пространственную глубину в композиции, но по существу он оставался мастером декоративной, плоскостной живописи. Мазолино, настоящее имя которого - Томмазо ди Кристофоро Фини, родился в Паникале, близ Флоренции, в 1383 или 1..

Дополнительный поиск Мазаччо Мазаччо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мазаччо" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мазаччо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа