Неоплатонизм

245

Направление античной философии, сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии - учение Платона (ок. 427-347 до н.э.), дополненное заимствованиями из Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) и стоиков, однако непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205-270 н.э.), труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием (ум. Ок. 305). Языческую версию неоплатонизма завершило творчество Прокла (410/412-485). Неоплатонизм смог дать ответы на многие умозрительные вопросы, с которыми сталкивались такие христианские авторы, как св. Августин (354-430), Псевдо-Дионисий Ареопагит (вероятно, 5 в.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-878), Альберт Великий (ок.

1206-1280), Майстер Экхарт (1260-1327) и Николай Кузанский (1401-1464), а также арабский философ Авиценна (980-1037) и еврейский философ Ибн Гебироль (1021-1070). Влияние неоплатонизма прослеживается также в произведениях византийского теолога Георгия Гемиста Плифона (ок. 1355-1450), философов итальянского Возрождения Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Близкие неоплатонизму учения выдвигались другими мыслителями Нового времени, например Якобом Беме (1575-1624), Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Основные положения неоплатонизма содержатся в сочинениях Плотина. Хотя языческие философы, следовавшие за ним, особо подчеркивали значение магических и религиозных обрядов и придали учению Плотина большую систематичность, основные его идеи были сохранены ими в неизменном виде.

В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого низменного мира. Следующий уровень - сфера Души ("псюхэ"). Эта всеобъемлющая Душа, содержащая "логосы", т.е. Индивидуальные человеческие души, имеет две природы.

Нижняя сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму ("нус"). Тем самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня. Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии, безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность, первопричина и конечная цель всего сущего, Единое - Благо. Совершенство Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им воздействиями.

Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою конечную цель. Мы не можем определить само Единое, но можем лишь сказать, чем оно не является. Но даже эти отрицательные характеристики должны уступить место полному, чутко прислушивающемуся молчанию, которое достигается за пределами бытия, знания и речи, когда душа фактически растворяется в Едином. Тогда она обретает не только Единое, но и свою подлинную сущность. "Когда душа спускается [[с высшего уровня в материальный мир]], она приходит к злу, а значит, и небытию [[материи]], но не к полному небытию. Пройдя же обратный путь, душа приходит не к чему-то иному, но к самой себе, ведь когда душа не пребывает в чем-то ином, она пребывает в самой себе.

Однако пребывание души в самой себе, а не в небытии, означает пребывание в Едином, ибо посредством такого приобщения нечто становится самим собой не как сущее, но за пределами сущего. Итак, если человек видит, что сделался таким, он уподобляется Единому, и если он уйдет от себя, подобно тому, как изображение стремится к подлиннику, человек достигнет конца своего странствия. Когда же видение оставляет человека, он пробуждает в себе добродетель и созерцает себя украшенным ею, делаясь от добродетели легким и восходя к Уму и мудрости, а посредством мудрости - к самому Единому. Такова жизнь богов и жизнь божественных и блаженных людей. Избавление от вещей сего мира, жизнь, не находящая в вещах сего мира удовольствия, бегство одинокого к Одинокому" (Эннеады VI 9, 11).

В связи с этим неоплатонизм уделяет мало внимания материальной Вселенной и отказывает уникальным, особым свойствам человеческой личности в какой-либо ценности. Для Плотина все это недействительные и малоценные приращения, с которыми следует расстаться при достижении Единого (Эннеады V 5, 12). Тем не менее это учение обладает притягательной силой подлинной философии, дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. Внушая благоговейную приверженность объекту поклонения, эта философия оказывается подлинно религиозной. Проповедуя достижение окончательного слияния с этим объектом, неоплатонизм увенчивается мистицизмом.

Поэтому на протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал такое глубокое, сильное и разнообразное влияние. См. Также Платон. Плотин.ЛИТЕРАТУРАЛосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1980 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1-2. М., 1988.

Значения в других словарях
Неоконфуцианство

Термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. И завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам. "дао сюэ" - "учение [[истинного]] Пути". "[[син мин и]] ли сюэ" - "учение об [[индивидуальной природе, предо..

Неолит

Или новый каменный век, эпоха, характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством - в отличие от палеолита и мезолита, когда основными видами человеческой деятельности были охота, рыболовство и собирательство. В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика.. ..

Неорганические Соединения

К неорганическим относятся соединения всех химических элементов, за исключением большинства соединений углерода.Кислоты, основания и соли. Кислотами называются соединения, которые в воде диссоциируют с высвобождением ионов водорода (Н+). Эти ионы определяют характерные свойства сильных кислот. Кислый вкус и способность взаимодействия с основаниями. Основания - это вещества, которые в воде диссоциируют с высвобождением гидроксид-ионов (ОН-). Солями называют ионные соединения, образующиеся при вза..

Непал

Королевство Непал, государство, расположенное в Гималаях между Индией и Тибетским автономным районом Китая. Площадь 147 181 кв. Км. Численность населения 22,5 млн. Человек (1997). Удаленная от морского побережья и отрезанная от остального мира высокими горами, эта страна на протяжении многих столетий находилась в изоляции, а ее правители активно противодействовали проникновению в Непал чужеземцев и внешних влияний. До 1951, вероятно, лишь несколько сот европейцев посетили столицу этой страны гор..

Дополнительный поиск Неоплатонизм Неоплатонизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неоплатонизм" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неоплатонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 12 символа