Одоевский Владимир Федорович

229

(1803-1869), русский философ, писатель, литературный и музыкальный критик. Родился 30 июля 1803 в Москве. Принадлежал к ветви рода Рюриковичей. В 1822 окончил Московский университетский благородный пансион. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета, философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. В начале 1820-х годов Одоевский публикует свои первые литературные произведения в журнале "Вестник Европы". В 1823 вместе с Д.В.Веневитиновым создает в Москве "Общество любомудров" - первое российское философское общество. В 1824-1825 вместе с В.Кюхельбекером издает литературно-философский альманах "Мнемозина". Одоевский - крупнейший представитель русского романтизма. Русские ночи (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга.

"В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира. Его душу". Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное. В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали Русские ночи. "Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений", - утверждал Одоевский в Русских ночах.

Эта универсальная односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению "таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную". Для этого, пишет он, "естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк - живые символы, внесенные в летописи народов, поэт - живые символы души своей". Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики - искусства понимания и интерпретации.

Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической, но и к природной жизни. "В природе все есть метафора одно другого". Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, "слиты три стихии - верующая, познающая и эстетическая". Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом "передовом" рубеже происходит уже "полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души".

В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет он писал. "То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами". Бесспорным фактом для него было и то, что "с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше". Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за "одностороннего погружения в материальную природу" может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в "мир грез" современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться.

Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой "невыносимую тоску". Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он так характеризовал собственную позицию. "Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга - отъявленный старовер-мистик. Это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине". Действительно, Одоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины 19 в. - славянофильству или западничеству.

В то же время он никогда не стоял в стороне от этого русского спора и, следуя своим самостоятельным ("узким") путем, был его непосредственным участником. Умер Одоевский в Москве 27 февраля 1869.ЛИТЕРАТУРАСакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913 Одоевский В.Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1981.

Значения в других словарях
Одзава Сэйдзи

(Ozawa, Seiji) (р. 1935), японский дирижер, художественный руководитель Бостонского симфонического оркестра, первый музыкант восточного происхождения, сделавший блестящую дирижерскую карьеру на Западе. Одзава - темпераментный интерпретатор таких авторов конца 19 - начала 20 вв., как Чайковский, Римский-Корсаков и Равель. Родился 1 сентября 1935 в Шеньяне (Китай). Закончил высшую Музыкальную школу Тохо в Токио с дипломом по восточной и западной музыке, получив первые премии по композиции и дирижи..

Одиссей

(лат. Ulixes, Улисс), в греческой мифологии, царь Итаки и один из главных ахейских героев в Троянской войне. Он был сыном Лаэрта (или Сисифа) и Антиклеи, супругом Пенелопы и отцом Телемаха. Не желая участвовать в троянском походе, он, прикидываясь безумцем, запряг в плуг осла и быка и сеял соль. Однако Паламед разоблачил его, поставив перед плугом маленького Телемаха. Отвернув в сторону, Одиссей показал, что находится в здравом уме. При Трое Одиссей прославился храбростью, мудростью и хитроумием..

Одюбон Джон Джеймс

(Audubon, John James)(1785-1851), американский орнитолог и художник, сделавший рисунки всех известных в начале 19 в. Птиц Северной Америки. Родился 26 апреля 1785 в Ле-Ке (Санто-Доминго, ныне Гаити). Примерно в 1794 отец увез мальчика во Францию. В 1803 по настоянию отца Джон отправился в Америку управлять его свинцовыми рудниками в юго-западной части Пенсильвании. В том же году первым в Америке попытался заняться кольцеванием птиц, перевязывая цевки молодых чибисов серебряными нитями. Вскоре им..

Ожирение

Наличие избыточного количества жира в организме. Это состояние, обычно определяемое как избыточный вес, представляет серьезную опасность для физического здоровья. Статистические данные страховых компаний неоспоримо свидетельствуют о том, что значительное ожирение сопряжено с повышенной смертностью от ряда тяжелых заболеваний. Смертность мужчин с ожирением составляет 150%, а женщин - 147% от обычной. В особенности возрастает смертность от болезней сердца (142% для мужчин и 175% для женщин), инсул..

Дополнительный поиск Одоевский Владимир Федорович Одоевский Владимир Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Одоевский Владимир Федорович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одоевский Владимир Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 28 символа