Рамо Жан Филипп

201

(Rameau, Jean-Philippe) (1683-1764), французский композитор и музыкальный теоретик. Родился 24 сентября 1683 в Дижоне. В 1702-1706 и 1716-1723 служил органистом в Клермон-Ферранском кафедральном соборе. В 1706-1716 работал в Париже и Лионе. С 1723 и до конца своих дней Рамо жил в Париже, служил органистом в иезуитском коллеже и в церкви Сен-Круа-де-ля-Бретонри (до 1740). В течение многих лет получал поддержку от богатого любителя музыки - сборщика налогов А. Де ла Пуплиньера.Умер Рамо в Париже 12 сентября 1764. Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики. Четырех томов клавирных пьес (один из них - Концертные пьесы, Pices en concert, - для клавира и флейты с виолой да гамба).

Нескольких мотетов и сольных кантат. 29 сценических сочинений - опер, опер-балетов и пасторалей. Рамо объяснил современное ему употребление аккордов с помощью стройной системы, исходящей из физической природы звука, и в этом отношении пошел дальше известного акустика Ж.Совера. Правда, теория Рамо, освещая суть консонанса, оставляет необъясненным диссонанс, который не образуется из элементов обертонового ряда, а также возможность сведения всех темперированных звуков в одну октаву. Сегодня большее значение имеют не теоретические изыскания Рамо, а его музыка. Композитор работал в одно время с И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, Д. Скарлатти и пережил их всех, однако творчество Рамо отличается от музыки его великих современников.

В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, однако основным полем деятельности композитора была опера. Он получил возможность работать в сценических жанрах уже в возрасте 50 лет и за 12 лет создал главные свои шедевры - лирические трагедии Ипполит и Арисия (Hippolyte et Aricie, 1733), Кастор и Поллукс (Castor et Pollux, 1737) и Дардан (Dardanus. Две редакции - 1739 и 1744). Оперы-балеты Галантная Индия (Les Indes galantes, 1735) и Празднества Гебы (Les Ftes d'Hb, 1739). Лирическую комедию Платея (Plate, 1745). Рамо сочинял оперы до 80-летнего возраста, и в каждой из них есть фрагменты, подтверждающие его славу великого музыкального драматурга. Тип оперы у Рамо - французский, а не итальянский.

Музыкальное развитие не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места. В них много оркестровых интерлюдий, и вообще оркестровой партии все время уделяется большое внимание. Существенное значение имеют также хоры и протяженные балетные сцены. Словом, по сравнению с более поздней классической оперной моделью у Рамо меньше вокала и примерно столько же оркестра и хора. Мелодика Рамо все время следует за текстом, передавая его смысл более точно, нежели итальянская ария. Хотя он был превосходным мелодистом, вокальная линия в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, - в этом заключается самобытность оперного стиля Рамо.

Композитор использовал в своих партитурах возможности современного ему оркестра парижской "Опера". Струнные, деревянные духовые, валторны и ударные, причем особое внимание он уделял деревянным духовым, тембры которых создают своеобразие оркестрового колорита в операх Рамо. Хоровое письмо варьируется в зависимости от сценических ситуаций, хоры всегда драматичны и часто носят танцевальный характер. Для его бесконечных танцев и балетных сцен типично сочетание пластической красоты с эмоциональной выразительностью. Именно хореографические фрагменты опер Рамо сразу покоряют слушателя. Образный мир этого композитора весьма богат, и любое из эмоциональных состояний, данных в либретто, находит отражение в музыке.

Так, страстное томление запечатлено, например, в клавирных пьесах Робкая (La timide) и Беседа муз (L'Entretien des Muses), а также во многих пасторальных сценах из его опер и опер-балетов. Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Перселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю.ЛИТЕРАТУРАМалиньон Ж. Ж. Ф. Рамо. Л., 1983.

Значения в других словарях
Рамаяна

Санскр. Приключения Рамы, одна из двух великих эпических поэм древней Индии. Вторая - Махабхарата. Состоит из почти 24 тыс. Рифмованных двустиший и, в отличие от Махабхараты, может с известным допущением считаться произведением одного автора - мудреца Вальмики. Легенда о Раме и Сите, вероятно, сложилась к 5 или 4 в. До н.э. К 200 до н.э. Различные авторы, включая Вальмики, по-видимому, создали свои варианты легенды. Позже она была дополнена множеством добавлений и к 5 в. Н.э. Обрела форму, в кот..

Рамзай Уильям

(Ramsay, Sir William) (1852-1916), английский химик и физик, удостоенный Нобелевской премии за открытие 5 новых химических элементов, составивших группу инертных газов. Родился 2 октября 1852 в Глазго. Окончил гимназию и университет в Глазго. В 1869-1870 учился в Гейдельбергском университете (у Р.Бунзена), в 1872 - в Тюбингенском. В том же году получил степень доктора философии. Вернувшись в Глазго, работал ассистентом в Андерсоновском колледже (1872-1880), в 1880 стал профессором Бристольского ..

Рамон-и-кахаль Сантьяго

(Ramn y Cajal, Santiago Felipe)(1852-1934), испанский нейрогистолог, получивший в 1906 Нобелевскую премию по физиологии и медицине (совместно с К.Гольджи) за изучение строения нервной системы. Родился 1 мая 1852 в Петилье на севере Испании в семье деревенского доктора-самоучки. Отец и сын вместе изучали анатомию, используя в качестве пособий кости с местного кладбища. После переезда семьи в Сарагосу Кахаль поступил на медицинский факультет Сарагосского университета. Во время обучения вместе с от..

Рамос Фидель Вальдес

(Ramos, Fidel Valdez) (р. 1928), филиппинский генерал и президент страны. Родился 18 марта 1928 в Лингайене (провинция Пангасинан). Его отец, Нарсисо Рамос, был членом парламента и министром иностранных дел. В 1946 Фидель ("Эдди") Рамос получил государственную стипендию для учебы в военной академии США в Вест-Пойнте. В 1950 окончил Академию и в том же году получил степень магистра инженерных наук в университете штата Иллинойс. В 1952 находился с филиппинским экспедиционным корпусом в Корее, с 19..

Дополнительный поиск Рамо Жан Филипп Рамо Жан Филипп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рамо Жан Филипп" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рамо Жан Филипп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 15 символа