Фейербах Людвиг

228

(Feuerbach, Ludwig) (1804-1872), немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде. "Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения. Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель".

В 1828, защитив диссертацию О едином, всеобщем и бесконечном разуме (De ratione una, universali, infinita), Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных Мыслей и смерти и бессмертии (Gedanken ber Tod und Unterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien, 1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды. История новой философии от Бэкона до Спинозы (Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, 1833), О Лейбнице (Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie, 1837), О Пьере Бейле (Pierre Bayle.

Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit, 1838). Впоследствии, в течение четверти века, жил вдали от немецких культурных и академических центров - в деревне Брукберг (Тюрингия), однако при этом сотрудничал с философскими журналами - "Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства" ("Hallische Jahrbcher fr deutsche Wissenschaft und Kunst") и "Ежегодниками по вопросам научной критики" ("Jahrbcher fr wissenschaftliche Kritik") (т.н. "Берлинскими ежегодниками"), в которых публиковал яркие рецензии. Преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги О философии и христианстве (ber Philosophie und Christentum, 1839) и Предварительные тезисы к реформе философии (Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842), где он развивал идеи о том, что "вера в Христа есть вера в человека", поскольку "Христос был человек".

Известен тезис Фейербаха. "Человек человеку Бог". Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля (Zur Kritik der Hegel'schen Philosophie, 1839) и свою самую известную работу - Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую "религию любви". "Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других".

"Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви. Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви". "К чему сводится мой принцип. К Я и к другому Я, к "эгоизму" и к "коммунизму", ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца". Перу Фейербаха принадлежат также труды - Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов (Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen, 1934), Основные положения философии будущего (Grundstze der Philosophie der Zukunft, 1843), Сущность религии (Vorlesungen ber das Wesen der Religion, 1845), Теогония (Theogonie nach den Quellen des classischen, hebrischen und christlichen Altertums, 1857) и др.

Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем. "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления.

Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Сходные идеи развивал и Маркс в известных "Тезисах о Фейербахе" (1845). Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.ЛИТЕРАТУРАФейербах Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1955 Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967.

Значения в других словарях
Федотов Георгий Петрович

(1886-1951), русский историк, философ, публицист. Родился 1 октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи (Саратов, затем Воронеж), пережитое уже в гимназические годы увлечение марксизмом, в 1904-1910 участие в социал-демократическом движении, аресты, ссылки, жизнь в эмиграции. В дальнейшем, однако, Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательн..

Федр

(Phaedrus) (ок. 15 до н.э. - ок. 50 н.э.), латинский баснописец, по происхождению фракиец. В ранней молодости Федр был рабом, но впоследствии император Август даровал ему свободу. До нас дошли 93 стихотворные басни Федра, распределенные по 5 книгам. Некоторые из них - оригинальные произведения Федра, но большая часть является переработками басен из Эзопова сборника. Язык Федра достаточно прост, и мораль совершенно ясна, однако изложение подчас слишком сжато. Прозаический пересказ произведений Фе..

Фейерверк

Декоративные огни и пиротехнические устройства, создающие шум, тепло, дым, движение, огненные фигуры различных цветов, форм и проявлений для промышленных или военных целей, а также для развлечений. Пиротехнические смеси для фейерверков содержат вещества-окислители, например нитрат калия или хлорат калия, которые полностью или частично обеспечивают необходимый для фейерверка кислород. Элементы, окрашивающие пламя. Специальные горючие вещества (железо в форме частиц литейного чугуна, калий, магний..

Фейнман Ричард Филлипс

(Feynman, Richard Phillips)(1918-1988), американский физик, удостоенный в 1965 Нобелевской премии по физике (совместно с японским ученым С.Томонагой и американским ученым Ю.Швингером) за работы по квантовой электродинамике. Родился 11 мая 1918 в Нью-Йорке. В 1939 окончил Массачусетский технологический институт, в 1942 получил степень доктора философии в Принстонском университете, где работал в 1942-1943. В 1943-1945, будучи сотрудником Лос-Аламосской лаборатории, участвовал в создании атомной бо..

Дополнительный поиск Фейербах Людвиг Фейербах Людвиг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фейербах Людвиг" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фейербах Людвиг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа