Церковь Христианская

245

Иисус Христос говорил о своей церкви ("на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее", Мф 16:18), однако в короткий период своего служения он не дал никаких указаний относительно ее организации. Согласно христианскому вероучению, только события, произошедшие в день Пятидесятницы, уже после воскресения и вознесения Христа, привели к образованию христианской церкви. В этот день, как сообщают Деяния апостолов, приблизительно три тысячи людей уверовали и были крещены. Затем, изо дня в день, к ним присоединялись новые. Так из маленьких общин учеников и новообращенных возникла церковь. Христианство быстро распространилось. В результате гонений верующие оказывались в рассеянии, и всюду они проповедовали Евангелие и обращали людей.

Савл из Тарса, который стал зваться Павлом, был величайшим из всех миссионеров. Небольшие группы верующих, которых он собрал вместе, становились общинами, или местными церквами. Некоторые вопросы, касающиеся вероучения и практики, вызвали разногласия между Павлом и иудео-христианскими лидерами в Иерусалиме и стали предметом обсуждения на соборе, который состоялся в этом городе в 50 н.э. К концу 1 в. Христианские общины существовали почти в каждом городе стран средиземноморского бассейна - в Малой Азии, в Южной Европе и в Северной Африке. Христианские проповедники доходили до Индии и Китая. Римские императоры казнили множество христиан, однако численность и могущество церкви продолжали расти. Император Константин Великий своим эдиктом провозгласил терпимость к христианству, а на смертном одре сам принял крещение.

К концу 4 в. Христианство утвердилось в качестве официальной религии Римской империи. Церкви восточной части империи образовали впоследствии Восточную православную церковь, церкви западной части империи превратились в единую и мощную организацию, Католическую церковь, возглавляемую папой Римским. Восточная и западная ветви христианства имеют лишь незначительные расхождения в доктринальных вопросах, однако довольно сильно различаются в организационном отношении и в богослужебной практике. Отношения между ними поддерживаются очень слабо. Западная ветвь церкви распространилась за пределы Италии и юга Европы, захватив страны севера и запада. К началу 16 в. Она доминировала во всей Европе. Наряду с этими двумя крупнейшими христианскими церквами существовали также и меньшие церкви, в частности - Несторианская, Коптская, Эфиопская и Армяно-Григорианская.

В начале 16 в. Развернулось движение за реформирование церкви. Это движение получило название протестантской Реформации. Его возглавили церковнослужители - Мартин Лютер в Германии и его единомышленники в других странах. Они столкнулись с жестокой оппозицией со стороны церковных властей и, оставив попытки добиться желанных реформ в Римской церкви, организовали своих последователей вне этой церкви. Так возникла протестантская ветвь христианства. Однако протестантизм с самого начала породил множество протестантский церквей, или деноминаций, и не представлял собой единой и всеобъемлющей структуры. Из Европы христианство - в его различных формах - распространилось на Америку, и сегодня церковь Христова существует во всех странах мира.

С момента своего возникновения церковь находилась в конфликте с государством. В эпоху Римской империи принятие христианства расценивалось как выражение оппозиции цезарю и государству, что приводило к гонениям на христиан и их мученической гибели. Впоследствии, из-за сложности путешествий и поддержания связей между различными народами, церкви стали объединяться по национальному признаку, и с особой остротой встал вопрос о превосходстве церкви над государством или государства над церковью. Церковь оказалась втянутой в политическую борьбу, и деятелям Реформации приходилось обращаться к князьям и правителям за помощью и защитой. В некоторых странах государство утвердило свою власть над церковью, и некоторые национальные церкви, - как, например, современную Англиканскую церковь, - стал возглавлять глава государства.

Во многих других странах соблюдается принцип отделения церкви от государства. Христиане никогда не имели единого мнения относительно природы церкви. Православие видит в церкви мистическое и сакраментальное (основанное на таинствах) единство, связующее всех верующих прошлого, настоящего и будущего друг с другом и со Христом как Главой церкви. Для римских католиков церковь - это видимое сообщество, объединяющее тех живых людей, которые приняли крещение как католики и не были отлучены от церкви. С точки зрения протестантов, церковь невидима и объединяет в себе христиан всех веков (либо же всех, кто спасается теперь или уже был спасен). После эпохи Реформации стали множиться "свободные церкви". Группы христиан, пришедших к соглашению относительно определенных вопросов вероучения или религиозной практики, стали объединяться в независимые, автономные конгрегации.

Иногда же близкие по духу общины в разных местах объединялись друг с другом, давая начало новой секте или деноминации. Движение "свободных церквей" особенно сильно в США. Однако в 20 в. Все большее внимание стало уделяться проблеме объединения христианской церкви, и результатом явилось осознание того, что различия внутри церкви - это различия между частями единого целого. Пожалуй, никогда прежде мысль о единстве Тела Христова не получала такого признания. Движение за объединение возглавили протестанты, которых поддержали многие православные христиане, а также католики (особенно после II Ватиканского собора, 1962-1965). К началу 1990-х годов христианская церковь была самой крупной религиозной организацией в мире.

Число ее членов, по приблизительной оценке, составляло ок. 1,5 млрд. Человек. Из них ок. 900 млн. Составляли римские католики, ок. 145 млн. - православные и ок. 400 млн. - протестанты. Осознание вселенского характера церкви нашло свое выражение в стремлении к большему взаимопониманию и сотрудничеству между христианами разных стран. Существуют всемирные союзы баптистов, конгрегационалистов, лютеран, Всемирный альянс реформатских церквей, сохраняющих пресвитерианскую систему. Подлинно экуменическим является Всемирный совет церквей, в котором представлено 300 церквей приблизительно из 100 стран.См. ТакжеХристианство;Контрреформация;Реформация;статьи об отдельных церквах.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт.

1-3. М., 1993-1995 Христианство. Словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Церковная Иерархия

Число степеней церковной иерархии менялось. С 3 в. Утвердились следующие. Привратник (1), чтец (2), экзорцист (3), аколуф (4), иподиакон (5), диакон (6), священник (7), епископ (8). В Римско-католической и Армянской церквах сохранились все восемь. В Восточных православных церквах обычно имеются (2), (5), (6), (7), (8). Кальвин сохранил (7) - пресвитеров, и (6) - диаконов. Лютер не ввел какой-либо жесткой структуры, и лютеране, различая по титулам епископа, пастора, пресвитера и диакона, считают ..

Церковные Соборы

Обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви "вселенскими" называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир. Соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются "поместными", или "частными". Последние могут быть "провинциальными" или "пленарным..

Церковь Шотландии

Национальная церковь Шотландии, исповедующая кальвинизм и организованная по пресвитерианскому типу церковного устройства. Окончательный организационный облик приняла в конце 16 в. Под влиянием Джона Нокса и при поддержке шотландских "лордов Конгрегации" (группы протестантских лордов, объединившихся в антикатолическую Конгрегацию). Пресвитерианство отказалось от католического богослужения и епископальной системы церковного устройства, приняв Шотландское исповедание, литургию Нокса и Первую книгу ..

Цехи

ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ(нем. Gilde, средневерхненем. Zeche - объединение),в широком смысле - различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии существовали уже в ранний период истории Месопотамии и Египта. В Китае гильдии долгое время господствовали в экономической жизни. Корпорации торговцев и ремесленников, занятых одним видом деятельности, были широко распространены в Древней Греции, а также в элл..

Дополнительный поиск Церковь Христианская Церковь Христианская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковь Христианская" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковь Христианская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 20 символа