Цзин Вэй

224

Буквально "основа и уток". Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин1) и поперечно-горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение "цзин вэй" - "каноны и апокрифы". "Корень дао - только гуманность и должная справедливость. Пятиканоние - его основа, прочие книги - уток" (Сюнь Юэ, 2 в.), - связано с понятием "знаков/письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура. "Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь" (Цзо чжуань, 5-2 вв. До н.э.). Корреспондирующий с универсальной мировоззренческой метафорой "ткани бытия"(см.

Цзи-перводвигатель)исходный смысл словосочетания "цзин вэй" - ткацкоделательный. "цзин1" означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй3). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. Латинское textus - "сплетение", "ткань"). В частности, китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к так называемому узелковому письму. В коррелятивной символике традиционной китайской философии и науки(см. Сян Шу Чжи Сюэ)направление цзин1 соотносится с Небом (тянь) и последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй3 - с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2.

Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин1). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин1) описывалась и общекосмическая девятеричность. "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни. Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" (Люй-ши чунь цю, 3 в. До н.э.). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции "колодезных полей" (цзин тянь).

"колодцем" (цзин6) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей, взаиморасположение которых непосредственно изображает данный иероглиф. ">.">= ."Колодец" рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, 4-3 вв. До н.э. Чжоу ли, 5-2 вв. До н.э., Цзоу Янь, 4-3 вв. До н.э.). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов "цзин1" ("основа", "канон") и "цзин6" ("колодец") были параллельны. От обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению нормативной квадратно-девятиклеточной структуры.

Такая "колодезно-каноническая" структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа). Схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат. ">и т.д.">, и т.д.В традиционной науке универсальная сеть цзин вэй строго ориентирована по сторонам света:[[Продольные линии]] основы имеют [[направления]] на юг и север, [[поперечные линии]] утка имеют [[направления]] на запад и восток" (Ян Сюн, 53 до н.э. - 18 н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (78-139) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат. Представление о цзин вэй как упорядочивающей "сети" отразилось в теории китайской медицины.

Термин "цзин1" имеет в ней значение "меридиан, главный канал" и относится к 12 основным парафизиологическим "руслам", по которым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци1) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных "каналов" - "энергетического каркаса" организма. "цзин ло" ("меридианы и коллатерали").ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Цзи-перводвигатель

"Перводвигатель", "пружина", "движущая сила", "механизм", "механический", "организм", "[[жизненное]] начало", "источник энергии", "импульс", "хитроумный", "махинаторский", "[[удобный]] случай" (цзи1). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Конкретные значения "цзи1" - "крючок арбалета", "западня", "спускать стрелу с крючка", "ткацкий станок". В семантике иероглифа "цзи1" (элементы "дерево" и "зародыш, исток, край") традиционно противопоставляемые на Западе понятия "механизм" и ..

Цзи-ся

"Дворец наук (ученый двор) у [[западных ворот]] Цзи" (Цзи ся сюэ гун) - древнейшая в Китае научно-философская академия, созданная правителями государства Ци и действовавшая более столетия (возможно, до 150 лет) со второй четверти 4 в. До н.э. В Линьцзы, столице государства Ци (совр. Г.Цзыбо провинции Шаньдун). Название академии связано с ее местоположением в городе. В деятельности Цзи-ся принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых мо..

Цзин Тянь

"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. До н.э.), а термин "цзин тянь" впервые появился в Гулян чжуани (2 в. До н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. До н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11-3 вв..

Цзин-семя

"Семя", "дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное" (цзин3). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Исходное значение "цзин3" - "отборный, очищенный рис" (Лунь юй) - обрело два семантических полюса. "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Таким образом, "цзин3" выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий, образуя параллель "сперматическому логосу" в древней и "либидо" в современной западной филосо..

Дополнительный поиск Цзин Вэй Цзин Вэй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзин Вэй" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзин Вэй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа