Цзин-семя

206

"Семя", "дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное" (цзин3). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Исходное значение "цзин3" - "отборный, очищенный рис" (Лунь юй) - обрело два семантических полюса. "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Таким образом, "цзин3" выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий, образуя параллель "сперматическому логосу" в древней и "либидо" в современной западной философии. В Дао дэ цзине (4 в. До н.э.) цзин3 фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В Гуань-цзы (4-3 вв. До н.э.) цзин3 - это "утонченность пневмы" (ци чжи цзин), порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность.

"Если [[семя]] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи (гуй шэнь). Если же [[оно]] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек (шэн жэнь)". Там же "соединение осемененных пневм (цзин ци) мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека. В Си цы чжуани (4 в. До н.э., см. Чжоу и) цзин3 - это рафинированная "пневма", которая может быть мужской (ян ци, нань ци) и женской (инь ци, нюй ци). "Мужское и женское [[начала]] связывают семя (гоу цзин), и тьма вещей, видоизменяясь, рождается". "Осемененная пневма (цзин ци) образует вещи". В некоторых пассажах "цзин3" означает дух, душу, разум. "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин3) в Поднебесной, быть причастен к этому?".

"Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух (шэнь1)". В Люй-ши чунь цю (3 в. До н.э.) "концентрация" (цзи5) "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств. Например, рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов. Она является также носителем "красоты" (мэй) и потому определяет существование "блага" (лян), носителем "разумности" (чжи1) и потому обусловливает "просветленность [[разума]]" (мин3). Согласно Хуайнань-цзы (2 в. До н.э.), цзин3 в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры (чэнь), гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке - "пять внутренних органов" (у цзан), которые находятся в координации с внешними органами чувств.

В одном из пассажей Хуайнань-цзы "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы" (фань ци). Поскольку цзин3 - квинтэссенция "пневмы", оно может рассматриваться как ее особый вид. На графическом уровне данную связь выражает наличие общего элемента "ми" - "рис" у знаков "цзин3" и "ци1".ЛИТЕРАТУРАЛисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Цзин Вэй

Буквально "основа и уток". Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин1) и поперечно-горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение "цзин вэй" - "каноны и апокрифы". "Корень дао - только гуманность и должная справедливость. Пятиканоние - его основа, прочие книги - уток" (Сюнь Юэ, 2 в.), - связано с понятием "знаков/письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством которого на чел..

Цзин Тянь

"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. До н.э.), а термин "цзин тянь" впервые появился в Гулян чжуани (2 в. До н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. До н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11-3 вв..

Цзюнь Цзы

"Благородный муж", "совершенный муж". Исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную о..

Ци-орудие

"Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", "способность" (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности (Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин, Мэн-цзы). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело пер..

Дополнительный поиск Цзин-семя Цзин-семя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзин-семя" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзин-семя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 9 символа