Ци-орудие

228

"Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", "способность" (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности (Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин, Мэн-цзы). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци2 ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы (Лунь юй), так и первозданной простоте (пу) мироздания (Дао дэ цзин).

Последняя в Дао дэ цзине выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци2. В качестве "отсутствия/небытия" (у1, см. Ю - У) дао определяет главную функцию ци2 как сосуда - способность вмещать в себя, то есть ци2 представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция "дао - ци2" терминологически была впервые оформлена в Чжоу и, в философском разделе Си цы чжуань, где эти категории определены с помощью другой фундаментальной пары антиномичных понятий - "син эр шан" ("надформенное", "бестелесное", "метафизическое") и "син эр ся" ("подформенное", "телесное", "физическое"). "Надформенное называется дао, подформенное называется ци" (I, 12). Эволюция "ци2" как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.

Особую актуальность данная проблема приобрела в неоконфуцианстве, которое первоначально осмыслялось как "учение о дао" (дао сюэ). Субъективистски ориентированный Чэн Хао (1033-1085) максимально сближал эти категории. "ци2 тоже дао, дао тоже ци2". Объективистски ориентированный Чжу Си (1130-1200), признавая внедренность (чжун) дао в ци2, все же радикально разделял то и другое путем соответственного отождествления с элементами основополагающей для неоконфуцианства понятийной оппозиции "принцип (ли) - цневма (ци1)". Оспаривавший эту позицию Ван Чуаньшань (1619-1692) настаивал на первичности ци2, для которого дао является "упорядочивающим" (чжи) началом и "единотелесным" (и син) атрибутом. "Поднебесная - это только ци2 и все.

Дао - есть присущее ци2 дао. А о ци2 нельзя сказать, что оно присуще дао". Дай Чжэнь (1723-1777), продолжив трактовать категорию "надформенное" как "еще не сформировавшееся, не обретшее телесную форму", а "подформенное" - как "сформировавшееся, обретшее телесную форму", придал оппозиции "дао - ци2" значение двух фазовых состояний единого общемирового целого. Тань Сытун (1865-1898) же идентифицировал эту оппозицию соответственно с противопоставлением "функции, деятельного проявления" - "субстанции, телесной сущности" (ти юн). Признание вслед за Дао дэ цзином Поднебесной тоже огромным "орудийным предметом привело Тань Сытуна к выводу, что изменения в этой "субстанции" влекут за собой и изменения в ее "функции" дао, то есть в основах человеческого бытия, что в свою очередь стало теоретическим обоснованием его реформаторской позиции.

Другой идеолог реформаторства Чжэн Гуаньин (1842-1922) в качестве дао квалифицировал духовные устои традиционной китайской государственности, а в качестве ци2 - западную науку и технику.ЛИТЕРАТУРАКитайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 От магической силы к моральному императиву. Категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

Значения в других словарях
Цзин-семя

"Семя", "дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное" (цзин3). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Исходное значение "цзин3" - "отборный, очищенный рис" (Лунь юй) - обрело два семантических полюса. "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Таким образом, "цзин3" выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий, образуя параллель "сперматическому логосу" в древней и "либидо" в современной западной филосо..

Цзюнь Цзы

"Благородный муж", "совершенный муж". Исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную о..

Ци-пневма

"Пневма", "эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя" (ци1). Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение - "пар над варящимся [[жертвенным]] рисом". Стандартную терминологическую оппозицию "ци1" составляет "ли1" ("принцип"). Предельно ..

Цикл Углерода

Круговорот углерода, - циклическое перемещение углерода между миром живых существ и неорганическим миром атмосферы, морей, пресных вод, почвы и скал. Это один из важнейших биогеохимических циклов, включающий множество сложных реакций, в ходе которых углерод переходит из воздуха и водной среды в ткани растений и животных, а затем возвращается в атмосферу, воду и почву, становясь снова доступным для использования организмами. Поскольку углерод необходим для поддержания любой формы жизни, всякое вм..

Дополнительный поиск Ци-орудие Ци-орудие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ци-орудие" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ци-орудие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 9 символа