Ци-пневма

251

"Пневма", "эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя" (ци1). Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение - "пар над варящимся [[жертвенным]] рисом". Стандартную терминологическую оппозицию "ци1" составляет "ли1" ("принцип"). Предельно общее понятие "ци1" конкретизируется на трех главных смысловых уровнях. Космологическом, антропологическом и психологическом В первом случае ци1 - универсальная субстанция Вселенной. Во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европейской философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин3) и "духа" (шэнь1).

В третьем - проявление психического центра, "сердца" (синь1), управляемое волей (чжи3) и управляющее чувствами (цин1). Общепризнанным в китайской философии было представление о ци1 как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син1). Философской категорией термин "ци1" стал в 4 в. До н.э. В таких классических памятниках, как Гуань-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы и другие. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци1 в Го юй (5 в.

До н.э.), где оно отнесено к 8 в. До н.э. Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци1 Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", ци1 предстает в Дао дэ цзине (4 в. До н.э.). Положение о преобразовании ци1 в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в Чжуан-цзы, где указанные процессы применительно к ци1 осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В Цзо чжуани (4 в. До н.э.) человеческие эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением ци1.

Духовная сущность "пневмы"-ци1 обозначена в Гуань-цзы термином "лин ци" - "одухотворенная пневма, духовное начало, ум, божественная сила". Она присутствует в "сердце" - сознании и в целом психике человека (ср. Наименование "сердца" в Чжуан-цзы. "вместилище духовности", или "души", - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща диалектическая атрибутика дао - такая "малость", что в ней "нет ничего внутреннего", и одновременно такая "великость", что для нее "нет ничто внешнего" (Гуань-цзы, гл. 49 Нэй е - "Внутренняя деятельность"). В Си цы чжуани (4 в. До н.э.) ци1 соединено с понятием "цзин3" ("семя", "семенная душа"), выражающим в Дао дэ цзине порождающую потенцию дао, а в Гуань-цзы порождающе-животворящее (шэн) начало всех вещей.

"осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское [[начала]] связывают семя". Содержащиеся в Си цы чжуани высказывания о цзин3 как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из Гуань-цзы, где цзин ци фактически отождествляется с "духом" (шэнь1) как психическим началом. В Мэн-цзы представлено положение о единении телесного и духовного ("мысле-волевого" - и3) ци1 в "сосредоточенности на должной справедливости (и1)", что рассматривалось как выражение безбрежности мировой "пневмы". В Хэ Гуань-цзы (4 в. До н.э.?) или у Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) введено понятие "изначальная пневма" (юань ци), из которой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изначальную пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией.

В Хуайнань-цзы (2 в. До н.э.) ци1 рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее". Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в ци1 духовное начало - шэнь ци как "утончение" цзин ци, а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием. Человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь ци" у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изначальной пневмы", в которой "отсутствует разделение [[на мутное и чистое]]". Ван Су (3 в.) отождествил "изначальную пневму" с "Великим единым" (тай и) - состоянием, предшествующим формированию мира в космогонической схеме Ле-цзы (4 в.

До н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) - с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал ци1 с понятиями "у цзи" ("Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия",см. Тай Цзи)и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (син2) и "образы" (сян1). Особое значение термин "ци1" приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал. Материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци1 со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли1).

Чэн И (11 в.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци1 с разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с которыми неразрывно связано ци1. Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли1 и ци1 как нерасчленимое единство, а ци1, "дух" и "семя" как "одну вещь". "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи) - врожденной способности к благу и интуитивном знании его. Ван Чуаньшань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании ци1 причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "наличии/бытии", "форме", либо об "отсутствии/небытии", "неоформленности".

Янь Фу (19 в.) объяснял западный термин "эфир" (итай) как "имя самого чистого ци1". Фэн Юлань (20 в.) отождествил ци1 с платоновско-аристотелевой материей, предполагающей полное отсутствие форм, то есть коррелятивных ци1 "принципов" (ли1), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто", равнозначным "Пределу отсутствия/небытия". Некоторые современные исследователи сближают "ци1" с понятием "поле" (Фэн Ци и другие). Традиционные концепции ци1 в настоящее время продолжают играть большую роль в теории китайской медицины.ЛИТЕРАТУРАДревнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.

М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Цзюнь Цзы

"Благородный муж", "совершенный муж". Исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную о..

Ци-орудие

"Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", "способность" (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности (Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин, Мэн-цзы). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело пер..

Цикл Углерода

Круговорот углерода, - циклическое перемещение углерода между миром живых существ и неорганическим миром атмосферы, морей, пресных вод, почвы и скал. Это один из важнейших биогеохимических циклов, включающий множество сложных реакций, в ходе которых углерод переходит из воздуха и водной среды в ткани растений и животных, а затем возвращается в атмосферу, воду и почву, становясь снова доступным для использования организмами. Поскольку углерод необходим для поддержания любой формы жизни, всякое вм..

Цимбалы

Струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по которым ударяют деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах. Иногда струны защипываются пальцами, как на цитре. Цимбалы можно считать предшественником фортепиано. Этот вид псалтерия появился в древности на Ближнем Востоке и был завезен арабами в Северную Африку, а затем в Испанию и Центральную Европу, где стал известен как инструмент венгерских цыган.. ..

Дополнительный поиск Ци-пневма Ци-пневма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ци-пневма" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ци-пневма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 9 символа