Чаадаев Петр Яковлевич

241

(1794-1856), русский философ и публицист. Родился 27 мая 1794 в Москве. Окончил словесное отделение Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Выйдя в отставку (1821), много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. За границей (1823-1826) Чаадаев познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале "Телескоп" было опубликовано Философическое письмо Чаадаева. Резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Журнал закрыли, автора объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Чаадаев поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений. Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Одоевским и др.

Он, несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "Тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства в истории и т.д.

Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени. Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". У Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности.

Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков". Существует глубокая связь между историософией Чаадаева и его антропологией. Будучи в своей метафизике решительным противником всякого индивидуализма и субъективизма, он соответствующим образом подходил и к проблеме человеческой свободы. "Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека". "все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе". Если бы человек смог "полностью упразднить свою свободу", то "в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию", - подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя.

Последовательный антиперсонализм - для русской мысли явление необычное. Чаадаев остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что, "то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание". Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. В. В. Зеньковский писал об "отзвуке трансцендентализма" в философии Чаадаева, имея в виду, в первую очередь, влияние идей Шеллинга и Гегеля. Но еще в большей степени ее своеобразие связано с традицией европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о "духовной сущности вселенной" и "высшем сознании", "зародыш" которого составляет сущность человеческой природы.

Соответственно, в слиянии "нашего существа с существом всемирным" он видел историческую и метафизическую задачу человечества, "последнюю грань" усилий человека как разумного существа. Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.ЛИТЕРАТУРАТарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1986 Чаадаев П.Я. Сочинения, тт. 1-2. М., 1991.

Значения в других словарях
Цру И Другие Разведывательные Организации США

Историю американской разведки, начиная с Войны за независимость и до настоящего дня, отличает многочисленность занимавшихся разведкой организаций, как официальных, так и неофициальных, и, как правило, отсутствие согласованности в их действиях. По инициативе Дж.Вашингтона первый американский парламент, Континентальный конгресс, учредил Комитет секретной корреспонденции, первую в истории Америки разведывательную службу. Комитет занимался секретным сбором информации и пропагандой за рубежом, разраб..

Цянь Дэхун

Цянь Куань, Цянь Хунфу, прозвище Сюйшань (1497-1574), китайский философ-неоконфуцианец, ученик и последователь Ван Янмина, составитель собрания его сочинений и биографии. Родился 2 января 1497 в Юйяо (совр. Провинция Чжэцзян). В 1532 получил высшую ученую степень цзинь-ши. Был надзирателем в Государственном училище (Го-цзы-цзянь), занимал руководящий пост в ведомстве юстиции, в 1541-1543, пребывая в тюрьме за рекомендацию казнить императорского фаворита, изучал Чжоу и. Умер он 10 ноября 1574. Ос..

Чад

Республика Чад, государство в Центральной Африке. Граничит на юге с Центральноафриканской Республикой, на востоке - с Суданом, на севере - с Ливией, на западе - с Нигером, на юго-западе с Нигерией и Камеруном. Площадь - 1284 тыс. Кв. Км. Численность населения - 6892 тыс. Человек (1998). Столица - город Нджамена (531 тыс. Жителей в 1993). В прошлом колония Франции. 11 августа 1960 Чад провозглашен независимым государством.. ..

Чайковский Петр Ильич

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ.(1840-1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 7 мая 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занят..

Дополнительный поиск Чаадаев Петр Яковлевич Чаадаев Петр Яковлевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаадаев Петр Яковлевич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаадаев Петр Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 22 символа