Чжан Дунсунь

226

Чжан Дуншэн (1884/1887-1972/1973), китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель, ученик и последователь Лян Цичао. Родился в 1884/1887 в уезде Хансянь (совр. Юйхан) провинции Чжэцзян. Был самоучкой, занимался самообразованием в Японии. В 1919 Чжан Дунсун выступил инициатором "дискуссии о социализме". В 1910-1920-е годы сотрудничал с политическими организациями реформаторов - Прогрессивной партией и Исследовательской группой. Был президентом Публичного университета Китая (1925-1930), профессором философии Яньцзинского университета (1930-1952) в Пекине. Главным редактором ряда газет и журналов (1916-1986). Вместе с Чжан Цзюньмаем в 1934-1946 стал организатором и руководителем Государственной социалистической партии Китая (позднее - Демократической социалистической партии), одним из лидеров Демократической лиги Китая.

Во время Второй мировой войны был арестован японцами в Пекине. После образования КНР - член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как "независимый" идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Чжан Дунсунь был одним из самых компетентных в Китае знатоков западной философии. Перевел на китайский язык диалоги Платона, труды Бергсона Материя и память и Творческая эволюция. Наибольшее влияние на его мировоззрение оказали И.Кант, Д.Юм, Б.Рассел, К.И.Льюис, А.Н.Уайтхед. В философской проблематике Чжан Дунсунь основной упор делал на теорию познания, стремясь к реализации синтеза культур Востока и Запада в сочетании неоконфуцианского рационализма (ли-син чжэ-сюэ) с реинтерпретированным кантианством, что в целом приобрело форму "гносеологического плюрализма" (до-юань жэнь-ши-лунь), или панструктурализма.

Свою философскую позицию сам называл "скептическим идеализмом" (цунь-и вэй-синь-лунь). Из написанных им книг наибольшее теоретическое значение имеют. Жэнь-ши-лунь (Гносеология), Чжи-ши юй вэнь-хуа (Познание и культура), Синь чжэ-сюэ лунь-цун (Сборник статей о новой философии), Дао-дэ чжэ-сюэ (Моральная философия). Рассуждая в русле общей семантики, Чжан Дунсунь утверждал, что структура предложения в основных европейских языках сводима к элементарному виду "a есть b", тогда как в китайском языке элементарной является структура "a соотносится с b" (a R b), что обусловлено отсутствием в письменно-литературном китайском языке вэньяне глагола-связки "быть". Следовательно, синтаксису вэньяня более близка логика отношений, а не Аристотелева силлогистика.

Отсутствие связки "быть" - причина того, что китайская философия (если отвлечься от буддийских привнесений) не знает категорий тождества, субстанции, причинности, атома и вообще не имеет онтологии и космологии (при наличии космогонии и "жизнесозерцания" - жэнь-шэн-гуань). В целом логику китайских мыслителей, чуждую закону противоречия, он определил как "логику противоположности", или "коррелятивной дуальности", поддержав тем самым теорию господства в Китае "коррелятивного мышления". Выступая против марксистского понимания диалектики, Чжан Дунсунь в 1934 развернул дискуссию о диалектическом материализме. Не признавая существование противоречий в объективной действительности, он доказывал, что познание должно подчиняться логическим, а не диалектическим законам и марксистская философия представляет собой всего лишь спорную обществоведную гипотезу.

Стремление Чжан Дунсуня к синтезу восточных и западных ценностей сказалось на его трактовке демократии, не только как социально-политической системы правления, но и как "определенного уровня развития цивилизации", характеризующегося высокими духовно-моральными принципами. Эквивалент западной категории "свобода" он находил в китайской концепции "самоудовлетворения, самодовления" (цзы дэ), которое достигается, когда "каждый следует своей природе" и "живет в гармонии с разумом". Осуществившийся в конце 1940-х годов сдвиг его интересов от метафизики к социологии познания и вера в культурную обусловленность понятий привели Чжан Дунсуня от неприятия к диалогу с марксизмом. Результатом последнего стала концепция "среднего курса", подразумевавшая социальное партнерство в обществе, буржуазный демократизм в политике и социалистическое планирование в экономике.ЛИТЕРАТУРААльбрехт Э.

Критика современной лингвистической философии. М., 1977 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Чешская Литература

После обращения чехов в христианство в 9 в. Языками письменности и литературы в чешских землях стали церковно-славянский и латынь. Чешский народный язык выработался в подлинно литературный к 13 в., и уже в 14 в. На чешском языке существовала богатая литература, в которой были представлены все традиционные для Средневековья жанры. Рыцарские романы, летописи, сказания о святых, стихотворные сатиры, весьма разнообразные и многочисленные сочинения религиозного характера и сравнительно небольшое числ..

Чешские Братья

Протестантская деноминация, выросшая из движения гуситов, последователей чешского реформатора Яна Гуса. Организационно религиозная община Чешских братьев оформилась в 1457 под названием "Братское единение" (Unitas fratrum). Единственным авторитетом в вопросах веры, религиозной практики и церковного устройства считалась Библия. Поскольку Чешские братья не признавали Римско-католическую церковь, первых их епископов рукоположил епископ вальденсов. Движение Чешских братьев быстро распространялось в ..

Чжан Хэн

ЧЖАН ХЭНЧжан Пинцзы (78-139), китайский философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, государственный деятель и выдающийся ученый, которому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии. Родился в 78 в Сиао области Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань). Состоял на государственной службе, дважды занимал пост главного придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (современн..

Чжан Цзолин

(1873-1928), китайский военный деятель. Родился в 1873 в Маньчжурии в провинции Фэнцзян (ныне Ляонин). Начав жизненный путь как мелкий бандит (хунхуз), он оказался полезным японцам во время русско-японской войны. В ходе китайской революции 1911-1912 добился безраздельной власти в Маньчжурии и удерживал ее, находясь на различных постах, до самой смерти. В 1920 Чжан получил чин маршала и провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 объявил себя дикт..

Дополнительный поиск Чжан Дунсунь Чжан Дунсунь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжан Дунсунь" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжан Дунсунь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа