Чжань Жошуй

201

Чжань Юаньмин, Чжань Минцзэ, прозвище Ганьцюань (1466-1560), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь. Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. Провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521-1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице - Нанкине, в 1533-1540 возглавлял в Нанкине три ведомства. Ритуалов, чинов и военное, затем впал в немилость и был объявлен еретиком. Умер 16 мая 1560. Посмертно при новом императоре Му-цзуне (1567-1572) был реабилитирован и удостоен почетного имени Вэнь-цзянь (Культурный и Собранный), отражающего активную педагогическую деятельность, результатом которой явились десятки созданных им научно-образовательных академий (шу-юань) и тысячи учеников.

В 1494-1500 Чжань Жошуй учился у неортодоксального мыслителя Чэнь Сяньчжана (1428-1500), с 1505 вступил в дружеские отношения с другим новатором - Ван Янмином (1472-1529), с которым полемизировал исходя из общих субъективистских, психоцентрических установок, унаследованных от Лу Цзююаня (1139-1192) через У Юйби (1391-1469) и его ученика Чэнь Сяньчжана. В 16 в. Философские школы Ван Янмина и Чжань Жошуя доминировали в Китае. Письменное наследие Чжань Жошуя составляют произведения трех категорий. 1) представляющие его собственное учение, 2) реконструирующие, разъясняющие и реинтерпретирующие классические трактаты, включенные в конфуцианский канон (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), 3) излагающие конфуцианские и неоконфуцианские доктрины.

Важнейшие из них в первой категории - Синь син шу (Книга о сердце и природе), Синь лунь (Суждения о новом). Во второй - Гу вэнь сяо сюэ (Малое учение в старых письменах, основано на Малом учении Чжу Си и тексте Ли цзи, 9 цзюаней, 1533), Эр ли цзин чжуань цэ (Выявление канонической и комментаторской [[частей]] в двух [[трактатах о]] благопристойности, основано на Ли цзи и И ли, 68 цзюаней, 1536), Чунь цю чжэн чжуань ("Весны и осени" с исправленным комментарием, 37 цзюаней). В третьей - Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей, 100 цзюаней, 1528), Байша ши цзяо цзе (Разъяснение поэтических наставлений [[Чэнь Сяньчжана из]] Байша, 10 цзюаней). Последнее по времени составления собрание сочинений Чжань Жошуя - Чжань Ганьцюань вэнь цзи (32 цзюаня), изданное в 1681 и переизданное в 1866.ПЛАН сердца и природыСобственную философию Чжань Жошуй определял как "учение о сердце" (синь сюэ), которое охватывает собой и "учение о принципе" (ли сюэ) предшествующих неоконфуцианцев.

Подобная ассимиляция была основана на серии взаимных идентификаций основополагающих неоконфуцианских категорий, входящих в коррелятивные пары и тройки. Дао и орудия (ци2), надформенное (син-эр-шан) и подформенное (син-эр-ся), принцип (ли1) и пневма (ци1), природа (син1) и сердце (синь1) "единотелесны" (и ти). Пневма, природа и принцип "не составляют три взаимных противоположности, сердце, дело (ши3) и принцип образуют "совпадающее единство", все вместе не выходя за пределы сердца. Эту всеобъемлемость сердца Чжань Жошуй отразил в универсальной мироописательной схеме - "Плане сердца и природы", которому посвящен специальный трактат Синь син ту шо (Изъяснение плана сердца и природы), легший в основу более обширного сочинения Синь син шу и в первую очередь представленный Хуан Цзунси (1610-1695) в посвященном Чжань Жошую разделе классического историкофилософского компендиума Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [[эпохи]] Мин, цзюань 37).

Согласно Изъяснению, "Сердце, охватывая небо, землю и тьму вещей, выходит за их пределы, а пронизывая небо, землю и тьму вещей, проникает в их середину. Середина и внешние пределы не разделяются надвое. Небо и земля не имеют внутреннего и внешнего. Сердце также не имеет внутреннего и внешнего." Сущность (ти) сердца "знание и восприятие" (чжи цзюэ), деятельное проявление(юн, см. Ти-юн) -"размышление и рассуждение" (сы люй), а его полная сущность (цюань ти) - "доскональное понимание небесных принципов" (тянь ли). Онтологическое основание этого всеединства - восходящее к "великой пустоте" (тай сюй) Чжан Цзая (1020-1078), преисполненное неоформленной недифференцированной пневмой "пустотное отсутствие/небытие" (сюй у), которое в гносеологическом аспекте оборачивается "духовной пустотой/вместимостью" (сюй лин) сердца.

Отсюда следует гносеопраксиологическое требование "внутренне проникнуться небесным принципом" (ти жэнь тянь ли) в любых условиях места, времени и состояния, ибо "небесный принцип это единый великий мозг, являющийся общим (гун) для тысяч совершенномудрых и высокодостойных", чье учение в свою очередь "коненится в сердце". Обусловленная данной концепцией практика предполагает полное единство знания и действия (чжи - син).ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Чжан Хэн

ЧЖАН ХЭНЧжан Пинцзы (78-139), китайский философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, государственный деятель и выдающийся ученый, которому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии. Родился в 78 в Сиао области Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань). Состоял на государственной службе, дважды занимал пост главного придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (современн..

Чжан Цзолин

(1873-1928), китайский военный деятель. Родился в 1873 в Маньчжурии в провинции Фэнцзян (ныне Ляонин). Начав жизненный путь как мелкий бандит (хунхуз), он оказался полезным японцам во время русско-японской войны. В ходе китайской революции 1911-1912 добился безраздельной власти в Маньчжурии и удерживал ее, находясь на различных постах, до самой смерти. В 1920 Чжан получил чин маршала и провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 объявил себя дикт..

Чжао Цзыян

(р. 1919), китайский политический деятель, занимавший пост премьера государственного совета КНР с 1980 по 1987 и генерального секретаря ЦК КПК с 1987 по 1989. Родился в 1919 в провинции Хэнань. В возрасте 15 лет вступил в партизанский отряд. Во время китайско-японской войны (1937-1945) и гражданской войны (1946-1949) работал в органах местного самоуправления. В 1949 армия, куда был направлен для ведения партийной работы Чжао Цзыян, была передислоцирована в южную провинцию Гуандун. В 1965 он был ..

Чжи-разумность

"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. До н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено о..

Дополнительный поиск Чжань Жошуй Чжань Жошуй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжань Жошуй" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжань Жошуй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 11 символа