Янсений

260

ЯНСЕНИЙ, КОРНЕЛИЙ (Jansen, Cornelis)(1585-1638), нидерландский теолог, епископ Ипрский, родоначальник теологической системы, получившей название "янсенизма". Родился 28 октября 1585 в Аккое близ Лердама (Нидерланды). В 1602 поступил в Лувенский университет, в котором в то время проходили бурные споры между испанским иезуитом Луисом Молиной (1535-1600) и последователями Михаэля Байюса (1513-1589). Позднее Янсений учился в Париже, где вместе со своим другом Жаном Дювержье де Оранном обратился к глубокому изучению сочинений отцов церкви, особенно Августина, и задумал церковную реформу. Этим своим интересам он не изменил и впоследствии, когда стал преподавателем теологии в коллегиуме св. Пульхерии (Collge de Sainte-Pulchrie) в Лувене (с 1616), затем профессором Св.

Писания в Лувенском университете (с 1630) и, наконец, епископом Ипрским (с 1636). В Лувене он активно полемизировал с иезуитами, выступил против французского экспансионизма, проявлявшегося в политике Ришелье, и против голландского пресвитерианина Гисберта Воеция. Последние 20 лет жизни посвятил доскональному изучению трудов Августина, результатом которого стало написание трехтомного сочинения под названием. Augustinus, или учение св. Августина о здравии, недугах и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилиан (т.е. Полупелагиан). К последним Янсений причислил и "некоторых нынешних" (молинистов). Янсений умер в Ипре 6 мая 1638.Янсенизм. Augustinus был опубликован посмертно в 1640. Поскольку деятели Реформации также апеллировали к авторитету Августина, Янсений счел необходимым разъяснить отличие своей позиции от протестантской.

Для протестантов оправдание есть акт божественной благодати, в котором грешники объявляются праведными на основании праведности Христа, переносимой на них самих и воспринимаемой ими единственно через веру. Для Янсения же оправдание есть процесс, в котором грешник постепенно обретает праведность и который начинается с благодатного божественного акта обращения. Человек, чья природа была радикально повреждена первородным грехом, не способен сопротивляться ни удовольствиям сладострастия, ни радостям благодати, и потому творит добро или зло вследствие непреодолимого влечения, хотя и по своей собственной воле. По Янсению, Христос умер не за всех людей, а только за тех, которые предопределены к спасению. Почву для идей, выдвинутых Янсением, подготовили сочинения Михаэля Байюса (Мишеля де Бая).

Он родился в Эно в 1513, стал профессором Св. Писания в Лувенском университете в 1552, деканом в 1570 и вице-канцлером в 1575. Ссылаясь на авторитет Августина, Байюс выдвинул учение, затрагивающее три главных темы. Вопрос об изначальной невинности человека, о природе первородного греха и об оправдании. Это учение обвинили в отрицании сверхъестественных начал, и оно было осуждено Пием V в 1567 и Григорием XIII в 1579. Байюс умер 16 сентября 1589. В 1642 папа Урбан VIII осудил трактат Янсения об Августине как повторение заблуждений Байюса. В 1649 Корне, синдик Сорбонны, извлек из книги Янсения 5 положений, которые были затем осуждены как еретические Иннокентием X в булле Cum occasione (31 мая 1653). Последовавшие за этим споры продолжались многие годы, захватывая все новых участников.

Учение Янсения защищали А. Арно (1612-1694), Б.Паскаль (1623-1662) и теологи янсенистской общины в Пор-Рояльском монастыре близ Парижа. Главными оппонентами янсенистов были иезуиты, против которых Паскаль начиная с 1656 писал свои Письма провинциала. Сочинения янсенистов были рассмотрены и осуждены Сорбонной. Янсенисты не признали себя побежденными. В 1693 Пасхазий Кенель дал толчок новой волне полемики своим толкованием на Новый Завет, и в 1713 буллой Unigenitus папа Климент XI осудил янсенистские положения Кенеля. Янсенистам было предписано подчиниться этой булле под страхом суровых наказаний. В своем ордонансе архиепископ Парижский отказывал в праве на церковное погребение тем, кто не принесет покаяния до своего смертного часа (1752).

Делу Янсения в глазах общества весьма повредили эксцессы истерических толп, собиравшихся у могилы Франциска Парижского (1690-1727), янсениста, которого в народе почитали как святого. Дух янсенизма не угас и поныне. В Нидерландах существует самостоятельная янсенистская церковь, возникшая в результате объединения небольшой общины французских янсенистов с голландскими старокатоликами, отделившимися от Римско-католической церкви в начале 18 в.См. Также Паскаль Блез.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998.

Значения в других словарях
Ян III Собеский

(Jan III Sobieski)(1624-1696), польский король. Выходец из среднешляхетской семьи, представители которой достигали, однако, высших постов в государстве (как, например, отец Собеского Яков, кастеллан Кракова), Собеский родился в замке Олесно недалеко от Львова 17 апреля 1624. Учился в Краковском университете, в 1646-1647 путешествовал по Европе, затем вступил вместе с братом Марком в польскую армию, воевавшую с украинскими казаками. Когда в Польшу вторглись русские войска, присоединился к шведско..

Янменхакпха

Школа последователей Ван Янмина в Корее. В отличие от Китая, где в 1584 янминизм был включен в официальную идеологию, в феодальной Корее он всегда рассматривался как оппозиционный и еретический по отношению к ортодоксальному чжусианству. Последователь Ван Янмина военный вице-министр Сун Ифан (1530-1606), который командовал китайским войском на стороне Корее в войне с Японией (1592-1598), в 1593 впервые ознакомил высшие круги корейской интеллигенции с идеями янминизма. Их официальное признание по..

Янтарь

ЯНТАРЬ, содержащий сохранившийся экземпляр насекомого.ювелирно-поделочный камень, ископаемая смола. Состав приблизительно соответствует формуле C10H16O4. Название происходит от литовского gintros. Окраска от золотисто- и медово-желтой до красновато-коричневой. Встречаются белая (костяная) и черная, а также полосчатая (слоистая), облачная и пенистая разновидности янтаря. Блеск стеклянный, жирный, иногда бывает матовым. Твердость 2-2,5, плотность 1,05-1,09. В янтаре нередки включения (инклюзы) рас..

Янус

В древнем Риме, бог дверей (Ianus). В римском религиозном культе этот бог поначалу упоминается лишь в официальных перечнях божеств, однако со временем приобретает черты божества всякого "начала" вообще. Двойные ворота римского Форума обычно держали распахнутыми (очевидно, это было связано с "военной" магией. Войско могло выступить в поход через счастливый либо через несчастливый выход). В тех редких случаях, когда не велось войны, ворота были закрыты. Январь - месяц януария, т.е. Праздника Януса..

Дополнительный поиск Янсений Янсений

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Янсений" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Янсений, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 7 символа