Янь Фу

274

Янь Юлин, Янь Цзидао. Псевдоним последних лет Юй-е Лао-жэнь ("Старец Изживающий Дикость") (1854-1921), китайский философ, знаменитый переводчик западной классики, общественный деятель, идеолог реформаторства. Родился 8 января 1854 в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь. В 1871 окончил мореходное училище в Фучжоу. Проходя практику на военно-морском флоте, посетил Сингапур, Японию. В 1877-1879 получил высшее техническое образование в Англии, Преподавал в Бэйянском военно-морском училище и других учебных заведениях. В 1896 стал руководителем Канцелярии русского языка, готовившей переводчиков. В 1897 основал в Тяньцзине газету "Говэнь бао" ("Государственные новости"), выступавшую в поддержку реформаторского движения, экономических теорий свободной конкуренции, за конституционную монархию.

После "ста дней реформ" в 1898 газета была закрыта, Янь Фу подвергся преследованиям. В 1900-1911 служил в системе просвещения, возглавлял ряд учебных заведений. В 1909 получил высшую ученую степень цзиньши, в 1911 - звание штабного офицера военно-морских сил 1-го ранга. Янь Фу не поддержал антимонархическую Синьхайскую революцию, считая республиканский строй "не соответствующим уровню знаний китайского народа". В 1913-1916 был дипломатическим и юридическим советником канцелярии президента Юань Шикая, участвовал в работе комиссии по выработке временной конституции. Умер Янь Фу в Фучжоу 27 октября 1921. Выполненные в классической манере стилистики блестящие переводы Янь Фу впервые познакомили китайское общество с сочинениями Ш.Монтескье (О духе законов), А.Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов), Т.Гексли (Эволюция и этика), Дж.С.Милля (Система логики силлогистической и индуктивной).

В публицистических сочинениях Янь Фу первым открыто выдвинул задачу национального спасения, предложил ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма. Известность ему принесло опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии политико-философских статей. Лунь щи бянь чжи цзи (О стремительности перемен в мире), Юань цян (Обращение к источникам могущества, в русском переводе - Источники силы), Пи Хань (Опровержение Хань [[Юя]]), Цзю ван цзюэ лунь (Окончательное суждение [[о путях]] спасения), в которых он, порвав с конфуцианской традицией, обратился к "поиску истины на западе" (выражение Мао Цзэдуна). Признавая "государство подобным организму", а "политические мероприятия подобными растениям", Янь Фу трактовал жизнь общества в категориях борьбы за существование и естественного отбора.

Источником исконной свободы государства и человека считал природу - Небо (тянь). Классическую формулу Мэн-цзы "народ первостепенно ценен. Правитель - третьестепенен" Янь Фу истолковывал в духе теории "общественного договора" Ж.Ж.Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и "существованием зла". Отношения типа "государь - подданные" порождены необходимостью и отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в "образцовых" западных государствах, где, по мнению Янь Фу, "из важных вопросов государственного значения семь десятых решает сам народ, а три десятых - правительство".

Могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и развитием там "общих принципов" (гун ли, см. Гун, ли) равенства, свободы, народного суверенитета и демократии. Но "одними политическими мерами. Нельзя добиться успеха в управлении [[государством]]", ибо "бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в государстве определяются физическими, умственными и нравственными качествами его народа". Поэтому государственная политика должна быть направлена на достижение трех главных целей. "развитие физических сил народа, просветление его ума и обновление его морали". Поднять моральный уровень, по Янь Фу, может лишь пробуждение любви к родине, а "для этого нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей".

В последние годы жизни Янь Фу выступал за изучение конфуцианской классики, против замены литературного языка вэньяня близким к разговорному языком байхуа.ЛИТЕРАТУРАИсточники силы. Опровержение Хань Юя. - В кн. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898), М., 1961 Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989 История китайской философии. М., 1989 Кобзев А.И. Китай. - В кн. История политических и правовых учений. XIX век, М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Янус

В древнем Риме, бог дверей (Ianus). В римском религиозном культе этот бог поначалу упоминается лишь в официальных перечнях божеств, однако со временем приобретает черты божества всякого "начала" вообще. Двойные ворота римского Форума обычно держали распахнутыми (очевидно, это было связано с "военной" магией. Войско могло выступить в поход через счастливый либо через несчастливый выход). В тех редких случаях, когда не велось войны, ворота были закрыты. Январь - месяц януария, т.е. Праздника Януса..

Янычары

Регулярная наемная армия Османской империи, образованная Орханом (годы правления 1326-1359) и существовавшая до 1826. Орхан в 1330 ввел систему ежегодной дани, по которой из европейской части империи ему доставляли определенное число молодых христиан. Их обращали в мусульманскую веру и обучали военному делу. Большинство юношей привозили из Болгарии, Албании и Боснии. В 1481 с помощью янычар на трон взошел Баязид II, которому, однако, в 1512 пришлось отречься от престола, когда янычары встали на ..

Япония

Островное государство в северо-западной части Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. Занимает четыре крупных острова - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю - и множество небольших островов, протянувшихся дугой от Хоккайдо на северо-востоке до о-вов Рюкю на юго-западе. Наиболее важный о.Хонсю охватывает 3/5 территории страны. Япония отделена от юго-восточного тихоокеанского побережья России и восточного побережья Кореи Японским морем, от Китая - Восточно-Китайским морем. Япония отделена от Кор..

Япония. История

Истоки. Археологические исследования показали, что ок. 5000 лет до н.э. На территории Японии обитали неолитические племена. Очевидно, что в более позднее время на формирование физического типа и становление культуры местного населения немалое воздействие оказали народы Северо-Восточной Азии. Уместно говорить также о наличии влияния с юга, исходившего из Южного Китая или Юго-Восточной Азии. Наиболее ранний пласт японской культуры, о котором что-либо известно, именуется Дземон, по названию древней..

Дополнительный поиск Янь Фу Янь Фу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Янь Фу" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Янь Фу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 6 символа