Авалокитешвара
(санскр. Avalokitesvara), один из главных бод-хисатв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания. Значение и происхождение названия «А.» не вполне ясны. Сложное слово avalokita-isvara переводят по-разному. «бог, который смотрит вниз». «господь, который увидит». «господь, которого увидели». «бог взгляда» и т. П. Тибетский перевод А. - spyan-ras-gzigs («зрящий глаз»), монгольский - nidü-ber ûĵe-gèi («взирающий очами»). Вполне возможно, что первоначальной формой названия А. Было avalokitasvara («наблюдающий за звуками»), именно такая форма встречается в найденных в Центральной Азии древних рукописях. Это предположение подтверждают и ранние китайские переводы буддийских сутр, где А. Имеет название Гуань-инь («наблюдающий за звуками») или Гуань-ши-инь («наблюдающий за звуками мира»), которое сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с начала 6 в.
Попытки заменить его на Гуань-цзы-цзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскритского А. К китайскому имени Гуань-ши-инь восходит другое монгольское название Хоншим (Хонгшим, Хомшим) бодхисатва, употребимое наряду с правильной санскритской формой и её монголизированными вариантами. Арья-Боло, Арья-Була и пр. (преимущественно в народной мифологии. Шаманских гимнах, преданиях и др.). Образ А. Возник в последних веках до н. Э. В «Сукха-вативьюха-сутре», описывающей созданный буддой Амитабха рай сукхавати, А. Выступает как эманация Амитабхи. В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» А. Играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит.
А. Может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т. Д.), как будда, как любое существо и вступать в любую сферу сансары (в т. Ч. И в ад). В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ А. Достиг апогея. А. Здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя. Возникший в Индии культ А. Получил особенно широкое развитие в Китае и в других странах Дальнего Востока (ср. Япон. Каннон).Начиная с 7-8 вв. Отмечается перемена пола А. Наряду с мужским образом А. Возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась. В ваджраяне А. Принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца (Синханада А.), то держащим цветок лотоса (Падмапани), то четырёхруким (Шадакшари А.), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха А.) и т.
Д. Связь А. С Амитабхой подчёркивается и здесь, но наряду с тем, что А. Обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах - Поталу. А. Ваджраяны почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа - далай-ламу.Лит. Bhattacharyya В., The Indian Buddhist Iconography, Calcutta, 1958, p. 124-44. Dayal Н., The Bodhisattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, Delhi, [1975], p. 46-49 Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fasc. 3, Ceylon 1967, p. 407-25. Mallmann М. Тh. De. Introduction a l'etude d'Avalokitecvara, P., 1967Л. Э. Мялль(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Авалокитешвара
На нашем сайте Вы найдете значение "Авалокитешвара" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авалокитешвара, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 14 символа