Адити
(от др.-инд. A-diti - «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. Призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33. IV 25, 3. VII 82, 10), Ушас - её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3). Она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2. X 36, 3-4. 66, 3-4 и др.). Физические черты в описании А. Почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10. А. - небо, А. - воздушное царство, А. - мать, она же - отец и сын..., А.
- рождённое, А. - имеющее родиться. Ср. АВ VII б, 7).А. Включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах А. - дочь Дакши. (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. A-diti . Diti) и Дану - родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. Семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын - Мартанда (РВ Х 72, 8-9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее А. Приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына А. От Кашьяпы. Тваштар - её одиннадцатый сын. Иногда А. Характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи. А. - жена Вишну (Вадж.-самх.
29,60= Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика. А. - дочь Дакши и она же мать его. Однажды («Атхарваведа») А. Выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и её братья, А. (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины. Именно об этом часто просят А. В молитвах. Нередко использование А. В космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях - с землёй (РВ I 72,9. АВ XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй. А в ритуале - с коровой (РВ I 153,3. VIII 90,15. X 11, 1 и др. Вадж.-самх. XIII 43, 49). Ср. Сопоставление земного Сомы с молоком А.
В «Ригведе» (IX 96, 15).Мифологических сюжетов с участием А. Мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. Призыв А. К Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. Серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. П. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. И семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. П.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания. Правдоподобно предположение о том, что имя А. Заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.Лит. Hillebrandt A., Über die Göttin Aditi, Breelau, 1876.
Leumann Е., Die Göttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik». 1928, Bd в, S. 1- 13. Pandit М. P. Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Адити
На нашем сайте Вы найдете значение "Адити" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адити, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 5 символа