Адити

191

(от др.-инд. A-diti - «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. Призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33. IV 25, 3. VII 82, 10), Ушас - её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3). Она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2. X 36, 3-4. 66, 3-4 и др.). Физические черты в описании А. Почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10. А. - небо, А. - воздушное царство, А. - мать, она же - отец и сын..., А.

- рождённое, А. - имеющее родиться. Ср. АВ VII б, 7).А. Включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах А. - дочь Дакши. (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. A-diti . Diti) и Дану - родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. Семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын - Мартанда (РВ Х 72, 8-9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее А. Приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына А. От Кашьяпы. Тваштар - её одиннадцатый сын. Иногда А. Характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи. А. - жена Вишну (Вадж.-самх.

29,60= Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика. А. - дочь Дакши и она же мать его. Однажды («Атхарваведа») А. Выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и её братья, А. (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины. Именно об этом часто просят А. В молитвах. Нередко использование А. В космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях - с землёй (РВ I 72,9. АВ XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй. А в ритуале - с коровой (РВ I 153,3. VIII 90,15. X 11, 1 и др. Вадж.-самх. XIII 43, 49). Ср. Сопоставление земного Сомы с молоком А.

В «Ригведе» (IX 96, 15).Мифологических сюжетов с участием А. Мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. Призыв А. К Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. Серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. П. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. И семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. П.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания. Правдоподобно предположение о том, что имя А. Заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.Лит. Hillebrandt A., Über die Göttin Aditi, Breelau, 1876.

Leumann Е., Die Göttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik». 1928, Bd в, S. 1- 13. Pandit М. P. Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Адити

АДИТИ - в ведийской мифологии богиня-мать, богиня-заступница. Ее сыновья - адитьи.. ..

Адити

(санскр. Aditi, от adi - первый). По индийской мифологии. Мать богов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)санскр, aditi, от adi, первый. По индийской мифологии, мать богов.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Адити

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Адити

В ведийской мифологии богиня-мать, богиня-заступница. Ее сыновья - адитьи.. ..

Адити

(санскр., букв. - безграничная) - в др.-инд. Религии богиня, олицетворявшая собой Вселенную. Упоминается неодпократно в Ригведе. Считалась "матерью богов". Важнейшие ведич. Божества - Индра, Савитар, Митра, Варупа и др. - сыновья А.Лит. Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М.,. ..

Адити

Богиня, упоминаемая уже в Ригведе как мать группы богов Адитья. Самостоятельной роли почти не играет. Толкуется как персонификация отвлеченного понятия (А. Букв, несвязанность, бесконечность). В Ведах выступает в зооморфном образе коровы (иногда отождествляется с Землею). В послеведийской мифологии - одна из дочерей Дакши, жен Кашъяпы.В. Эрман . ..

Адзисики-така

Адзисики-така-хиконэ-но ками (в целом условно расшифровывается как «юноша высокий бог плугов»), в японской мифологии сын 0-кунинуси и богини Такири-химэ. В мифе о похоронах Амэ-но Вака-хико А. Прибывает для участия в похоронах, но обманутые его сходством с убитым родители Амэ-но Вака-хико чествуют его, как своего сына, думая, что он воскрес. А. Приходит в неистовый гнев от того, что его спутали с «нечистым мертвецом», он срубает своим мечом погребальный дом и откидывает ногой его обломки. После ..

Ади-будда

(санскр. Âdi-buddha, «первоначальный будда»), в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды (см. Трикая) А.-б. Рассматривается как дхармакая. Из А.-б. Эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А.-б. Неизвестны. Попытки видеть в А.-б. Аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизм..

Адитьи

(др.-инд. Âdityâs/as/), в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити. [в Атхарваведе» (IX 1, 4) мать А. Золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число А. В ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть. Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В Х гимне «Ригведы» (72,8) - восемь. С семерыми Адити пошла к богам, а восьмого - Мартанду (см. Вивасват) отвергла. Ср. «Атхарваведу» (VIII 9, 21) и..

Адитья

(др.-инд. Aditya, от a-diti, «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии сын Адити [так, в «Ригведе» (VIII 52, 7) к Индре обращаются как к четвёртому А.], обычно обозначение солнечного бога [в «Ригведе» (I 105, 16. 1, 50, 13) бог солнца Сурья называется А. И т. П.] или самого солнца. А. Восходит, сопровождаемый жаром, он садится в ладью (АВ XVII 1, 25, ср. Чханд.-бр. II 5, 14), поражает чудовищ (Майтр.-самх. IV 1, 13). Однажды демон Сварбхану поразил А. Тьмой, но боги освобод..

Дополнительный поиск Адити Адити

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адити" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адити, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа