Гаруда
1) в древнеиндийской мифологии (др.-инд. Garuda, «пожиратель») царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Г. Не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья - один из эпитетов Г.), и реминисценции солнечной природы Г. Сохраняются в связанных с ним эпических и пуранических мифах. Г. - сын мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери Дакши. Когда Г. Родился, боги, ослеплённые сиянием, исходящим от его тела, приняли его за А гни и восславили его как олицетворение солнца (Мбх. I 20). Устойчивый мифологический мотив, соединённый с Г., - его постоянная вражда со змеями (см. Наги), «пожирателем* которых он является (символическое воспроизведение борьбы солярного героя с его хтоническим противником).
Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты (восходящей к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры. См. РВ IV 26, 27). Во время похищения Г. Встречается в небе с Вишну. Вишну предлагает Г. Дар, и Г. Требует быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение Г. На своём знамени, но в ответ просит Г. Быть его ездовым животным (Мбх. I 29, 12-16). Г. Изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом. Впервые изображения Г. Появляются на индийских монетах 4-5 вв. В дальнейшем они становятся необходимой принадлежностью любого вишнуитского храма. От жены Уннати (или Винаяни) Г. Имеет двух сыновей - Сампати и Джатаюса, однако по другим версиям, они дети брата Г.
- колесничего солнца Аруны.П. А. Гринцер. В буддийской мифологической интерпретации Г. - огромные птицы, вечные враги наг. Движение их крыльев порождает бурю. Им не удавалось успешно бороться с нагами, пока аскет Карамбия не научил их тайной мантре (молитве) «аламбаяна», и после этого наги уже не могли скрыться от Г. Считается, что иногда Г. Могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царём. Л. М. 2) В ламаистской мифологии Г. - второстепенный персонаж. В мистерии дам (в Тибете и в Монголии) появляется в жертвенном круге вместе с локальными хозяевами - духами гор. Г. Как победитель змей (в буддийской иконографии изображается со змеей в клюве) имеет некоторые демоноборческие черты.
В монгольском варианте сказания о Раме Г., называемый «пожирателем драконов (лу) и хозяев земли (сабдаков)», преграждает дорогу демонам, похитившим Ситу. Вошедший в мифологию монгольских народов как царь птиц, он выступает в ней одним из гигантов, властелинов. Встречается монгольский сюжет, в котором божество Очирвани (Ваджрапани) перевоплощается в Г. Для борьбы с лосуном. 3) Популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири (Хан Гаруди, монг. Хангарид, бурят. Хэрдиг, калм. Heрд, алт. Кереде, тув. Херети, якут. Хардай). В число «трудных поручений», которые получает сказочно-эпический герой, входит поход к Г., живущему в неслыханно далёких краях. Г. Находится в постоянном конфликте со змеем, поедающим его птенцов (они иногда представляются антропоморфными.
В виде прекрасных девушек). Гигантский змей (напр., Аврага Могой) выходит из океана в отсутствие Г. И нападает на его гнездо. Герой убивает змея, и благодарный Г. Становится его чудесным помощником (ср. Аналогичные сюжеты, связанные с птицей каракус или симург у тюркских народов).С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Гаруда
На нашем сайте Вы найдете значение "Гаруда" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаруда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 6 символа