Тайная Вечеря
Последняя вечеря (греч. Μυστιχός δετπνος, лат. Ultima cena), в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. В. Совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17. Мк. 14, 12. Лук. 22, 7. По Ио. 13, 1. 18, 28 - накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа. «не я ли, господи?». Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя.
«опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня...» (Матф. 26, 20-25. Ср. Мк. 14, 18-20. Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос. Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит. «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью. «да любите друг друга» (Ио. 13, 3-16 и 34, 35).Преломив хлеб, Иисус Христос даёт вкусить от него ученикам со словами. «сие есть тело моё», затем даёт им испить из чаши с вином, говоря.
«сие есть кровь моя нового завета за многих изливаемая» (Матф. 26, 26- 28. Мк. 14, 22-24, ср. Лук. 22, 19- 20). Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о нём, учреждая тем самым таинство евхаристии. Т. В. Является также прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся агапы (от греч. 'αγάπη, «братская любовь»).В иконографии мотив Т. В. Появляется ок. 5 в. Определилось два типа изображений Т. В. Один акцентирует момент евхаристии (фигура Христа часто симметрически удваивается. На одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой - наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы). Второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы (участники её, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причём Христос помещается на почётном месте - слева или в центре изображения).
Иногда эти мотивы совмещаются. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается всё более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (напр., алтарь церкви Св. Петра в Лёвене работы Д. Ваутса, см. Илл. При ст. Иисус Христос). В целом иконография Т. В. Едва обозрима (произведения Джотто, Беато Анджелико, Леонардо да Винчи, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др.). В 20 в. Этот сюжет также привлекает внимание художников (С. Дали, Э. Нольде И Др.).О. В. Нестерова.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Тайная Вечеря
На нашем сайте Вы найдете значение "Тайная Вечеря" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тайная Вечеря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 13 символа