В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Автоматический Анализ Дискурса

22

методология исследования дискурсивных феноменов, предложенная Пеше на основании моделирования ме-ханизмов социокультурной детерминации дискурсив-ных практик. Согласно Пеше, лингвистический и идео-логический анализ дискурса должны быть жестко дис-танцированы друг от друга, что не только не ограничи-вает лингвистическую аналитику текстовых сред, но, напротив, приводит, по мнению Пеше, "к плодотворной переформулировке лингвистической проблематики с учетом процессов производства актов высказывания". Что же касается А.А.Д., то он, учитывая как языковую, так и социокультурную артикулированность любого дискурсивного акта, принципиально противостоит и сугубо лингвистическому рассмотрению дискурсивных феноменов, и сугубо социологистскому выведению их характеристик из факта социокультурной обусловленности последней. (В этом отношении А.А.Д. Пеше мо-жет считаться классическим образцом переосмысления неомарксистской методологии в контексте постмодер-нистской парадигмы.) Так, согласно позиции Пеше, "идеология должна характеризоваться посредством не-которой специфической материальности, связанной с экономической материальной системой". В данном кон-тексте Пеше вводит понятие "идеологической форма-ции", под которой понимает "некий элемент, могущий выступать в качестве силы, противопоставленной дру-гим силам в идеологической ситуации, характерной для данной общественной формации в данный момент вре-мени", - таким образом, "каждая идеологическая фор-мация представляет собой сложную совокупность по-зиций и репрезентаций, которые не являются ни инди-видуальными, ни универсальными, но более или менее соотносятся с классовыми позициями, для отношений между которыми характерны конфликты". В этом плане сфера дискурса выступает для Пеше в качестве "одного из материальных аспектов" указанной "идеологической материальности". Иными словами, "дискурс как вид ... принадлежит роду идеологии", т.е. "дискурсивная фор-мация исторически существует внутри данных классо-вых отношений", что имеет своим следствием неустра-нимое содержательное влияние недискурсивных идео-логических факторов на сферу дискурса. Прежде всего, это проявляется в том, что "каждая дискурсивная фор-мация поддерживает некоторые специфические усло-вия производства". Согласно Пеше, в содержании поня-тия "условия производства" фиксируется "влияние сис-темы мест, к которой субъект оказывается приписан-ной, и одновременно ситуацию в конкретном эмпири-ческом смысле этого слова, т.е. материальное и соци-альное окружение субъекта. Более или менее сознатель-но исполняемые им роли и т.п." (ср. с трактовкой произ-водства в контексте концепции соблазна Бодрийяра - см. Соблазн). Таким образом, порождение смысла фак-тически оказывается "неотделимо от отношения парафразирования между текстовыми последовательностя-ми, парафразическое множество которых образует то, что можно было бы назвать матрицей смысла". Отно-шения референции, по Пеше, никоим образом не явля-ются исходными для речевых актов: "конституирование эффектов смысла происходит начиная с ... внутренних отношений парафразирования", в то время как "рефе-ренциальные отношения имплицируются этими эффек-тами". Феномен смысла оказывается в этом контексте порождаемым этой "дискурсивной формацией": "смысл некоторой текстовой последовательности мате-риально постижим только тогда, когда эта последова-тельность рассматривается с привязкой к той и/или иной дискурсивной формации", - согласно Пеше, именно эта генетическая сопряженность дискурсивных практик с различными идеологическими формациями, а вовсе не индивидуальные особенности означивания (см. Означивание) объясняет тот факт, что любая текс-товая последовательность может иметь несколько смыслов. Таким образом, под дискурсивным процессом в концепции Пеше понимаются "парафразические от-ношения, реализующиеся внутри ... матрицы смысла, присущей данной дискурсной формации". Таким обра- фосинтаксического анализа дискурсивного ряда явля-ется, согласно Пеше, открывающаяся для исследовате-ля возможность осуществить "специфически лингвис-тическую процедуру делинеаризации текстов, связан-ную с явлениями иерархии, сложения, детерминирован-ности". Именно отказ от линейного видения дискурсив-ных феноменов (см. Нелинейных динамик теория) позволяет, согласно Пеше, рассмотреть дискурсивную среду как самоорганизующуюся, т.е. "функционирова-ние языка по отношению к самому себе" - вне одно-значно линейной детерминации со стороны как идеоло-гических, так и субъектных факторов (в терминологии Пеше, - разрушение иллюзии "я-здесь-сейчас-говоря-щего" - см. Анти-психологизм, "Смерть Автора", Эротика текста). М.А. Можейко


Значения в других словарях
Автокоммуникация

тип информацион-ного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой являет-ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму-никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных ва-риантов направленной передачи сообщения. Если ком-муникация реализует се ...

Автоматизма Принцип

одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модер- низм), постулирующий снятие дискурсивного контро-ля с процесса письма (как вербального, так и живопис-ного) в качестве единственно адекватной художествен-ной техники, обеспечивающей свободное самовыраже-ние подсознания - вне контроля и ограничения со сто-роны сознания. В философском отн ...

Автономия (Греч. Autos = Собственный и Nomos = Закон)

понятие философии истории, соци-альной философии и социологии, фиксирующее в сво-ем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как социального феномена, можно за-фиксировать: 1) исходное выделение человека из при-роды (А. социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) форми ...

Дополнительный поиск Автоматический Анализ Дискурса

Кударь, Петр Сергеевич / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Сесть на шею / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Где цветок, там и медок. / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Без четырех углов изба не рубится. / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Сам смекай, где берег, где край! / Ехал прямо, да попал в яму. / Криво дерево, да яблоки сладки. / Фитуни, Леонид Леонидович / Да был ли мальчик-то? / Мелко плавать - дно задевать. / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. / Трансцендентное И Трансцендентальное / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Свой своему поневоле брат / Худое - охапками, хорошее щепотью. / Обворожить / В чужом хлеву овец не считают. / Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) / Кольцо /
Комментарии
Комментариев пока нет
Оставить комментарий


На нашем сайте Вы найдете значение "Автоматический Анализ Дискурса" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автоматический Анализ Дискурса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 58 символа