Автоматический Анализ Дискурса

450

Методология исследования дискурсивных феноменов, предложенная Пеше на основании моделирования ме-ханизмов социокультурной детерминации дискурсив-ных практик. Согласно Пеше, лингвистический и идео-логический анализ дискурса должны быть жестко дис-танцированы друг от друга, что не только не ограничи-вает лингвистическую аналитику текстовых сред, но, напротив, приводит, по мнению Пеше, "к плодотворной переформулировке лингвистической проблематики с учетом процессов производства актов высказывания". Что же касается А.А.Д., то он, учитывая как языковую, так и социокультурную артикулированность любого дискурсивного акта, принципиально противостоит и сугубо лингвистическому рассмотрению дискурсивных феноменов, и сугубо социологистскому выведению их характеристик из факта социокультурной обусловленности последней.

(В этом отношении А.А.Д. Пеше мо-жет считаться классическим образцом переосмысления неомарксистской методологии в контексте постмодер-нистской парадигмы.) Так, согласно позиции Пеше, "идеология должна характеризоваться посредством не-которой специфической материальности, связанной с экономической материальной системой". В данном кон-тексте Пеше вводит понятие "идеологической форма-ции", под которой понимает "некий элемент, могущий выступать в качестве силы, противопоставленной дру-гим силам в идеологической ситуации, характерной для данной общественной формации в данный момент вре-мени", - таким образом, "каждая идеологическая фор-мация представляет собой сложную совокупность по-зиций и репрезентаций, которые не являются ни инди-видуальными, ни универсальными, но более или менее соотносятся с классовыми позициями, для отношений между которыми характерны конфликты".

В этом плане сфера дискурса выступает для Пеше в качестве "одного из материальных аспектов" указанной "идеологической материальности". Иными словами, "дискурс как вид . Принадлежит роду идеологии", т.е. "дискурсивная фор-мация исторически существует внутри данных классо-вых отношений", что имеет своим следствием неустра-нимое содержательное влияние недискурсивных идео-логических факторов на сферу дискурса. Прежде всего, это проявляется в том, что "каждая дискурсивная фор-мация поддерживает некоторые специфические усло-вия производства". Согласно Пеше, в содержании поня-тия "условия производства" фиксируется "влияние сис-темы мест, к которой субъект оказывается приписан-ной, и одновременно ситуацию в конкретном эмпири-ческом смысле этого слова, т.е.

Материальное и соци-альное окружение субъекта. Более или менее сознатель-но исполняемые им роли и т.п." (ср. С трактовкой произ-водства в контексте концепции соблазна Бодрийяра - см. Соблазн). Таким образом, порождение смысла фак-тически оказывается "неотделимо от отношения парафразирования между текстовыми последовательностя-ми, парафразическое множество которых образует то, что можно было бы назвать матрицей смысла". Отно-шения референции, по Пеше, никоим образом не явля-ются исходными для речевых актов. "конституирование эффектов смысла происходит начиная с . Внутренних отношений парафразирования", в то время как "рефе-ренциальные отношения имплицируются этими эффек-тами". Феномен смысла оказывается в этом контексте порождаемым этой "дискурсивной формацией".

"смысл некоторой текстовой последовательности мате-риально постижим только тогда, когда эта последова-тельность рассматривается с привязкой к той и/или иной дискурсивной формации", - согласно Пеше, именно эта генетическая сопряженность дискурсивных практик с различными идеологическими формациями, а вовсе не индивидуальные особенности означивания (см. Означивание) объясняет тот факт, что любая текс-товая последовательность может иметь несколько смыслов. Таким образом, под дискурсивным процессом в концепции Пеше понимаются "парафразические от-ношения, реализующиеся внутри . Матрицы смысла, присущей данной дискурсной формации". Таким обра- фосинтаксического анализа дискурсивного ряда явля-ется, согласно Пеше, открывающаяся для исследовате-ля возможность осуществить "специфически лингвис-тическую процедуру делинеаризации текстов, связан-ную с явлениями иерархии, сложения, детерминирован-ности".

Именно отказ от линейного видения дискурсив-ных феноменов (см. Нелинейных динамик теория) позволяет, согласно Пеше, рассмотреть дискурсивную среду как самоорганизующуюся, т.е. "функционирова-ние языка по отношению к самому себе" - вне одно-значно линейной детерминации со стороны как идеоло-гических, так и субъектных факторов (в терминологии Пеше, - разрушение иллюзии "я-здесь-сейчас-говоря-щего" - см. Анти-психологизм, "Смерть Автора", Эротика текста). М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Автокоммуникация

Тип информацион-ного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой являет-ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму-никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. Как двух возможных ва-риантов направленной передачи сообщения. Если ком-муникация реализует себя в структуре "Он - я" (экви-валентно "Я - он"), то А. - в структуре "Я - Я". Поз-волительность усм..

Автоматизма Принцип

Одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модер- низм), постулирующий снятие дискурсивного контро-ля с процесса письма (как вербального, так и живопис-ного) в качестве единственно адекватной художествен-ной техники, обеспечивающей свободное самовыраже-ние подсознания - вне контроля и ограничения со сто-роны сознания. В философском отношении фундирован исходными презумпциями классического фрейдизма. В контексте эволюционной трансформ..

Автономия (Греч. Autos = Собственный и Nomos = Закон)

Понятие философии истории, соци-альной философии и социологии, фиксирующее в сво-ем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. Как социального феномена, можно за-фиксировать. 1) исходное выделение человека из при-роды (А. Социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. Или собственно А.). 2) формирование в рамках традиционного общест-ва парадигмы автаркии (autarkia - независимость, са-моудовлетв..

Автор

Парадигмальная фигура отнесения ре-зультатов той или иной (прежде всего творческой) дея-тельности с определенным (индивидуальным или кол-лективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. Autos - сам). Характерна для культурных тради- ций определенного типа, а именно. С выраженной до-минантой ориентации на инновации (лат. Augere - рас-ти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъект-ной со..

Дополнительный поиск Автоматический Анализ Дискурса Автоматический Анализ Дискурса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Автоматический Анализ Дискурса" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автоматический Анализ Дискурса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 30 символа