Ацентризм

481

Фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на ра-дикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумп-ции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей про-странственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным об-разом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий. Все эти назва-ния связаны с фундаментальными понятиями, с пер-воначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия - эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида).

По образному выраже-нию Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпре-тированному Делезом, "мы /носители западного, лого-центристского типа рациональности - M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет". При номадической организации среды "центральная комна-та . Остается пустой, хотя человек заселяет ее. Здесь, в этой зоне субъективации, человек становится . Хозя-ином своих молекул и сингулярностей" (Делез). Инте-ресен в этом отношении "новый дискурс среды", пред-ложенный Бодрийяром еще в ранней версии постмодер-низма ("Система вещей", 1969). Анализируя оформля-ющийся тип организации жилой среды, он отмечает, что "предметы обстановки сделались подвижными эле-ментами в децентрализованном пространстве".

Если в классическом интерьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то те-перь "стулья уже не тяготеют к столу". В децентрированном пространстве теряется избранность любых про-странственных точек, оно перестает восприниматься как "система мест". "нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь "функциональные" сиденья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные от-ношения между людьми)" (Бодрийяр). Идея децентрированности проявляется в постмодернизме в самом широком диапазоне. От презумпции децентрированности текста до радикального требования "заклеймить идеологические и метафизические модели" (Джеймисон), обретая свое наиболее последовательное и пол-ное воплощение в постмодернистской номадологии ("противопоставленная центрированным системам" ризома у Делеза и Гваттари).

Классическим примером, демонстрирующим предметную реализацию постмо-дернистской установки на А., может служить постмо-дернистская концепция культурной среды, принципи-ально ацентричной как в общеаксиологическом (им-плицитные ценностные предпочтения), так и в специ-ально идеологическом (эксплицитное официально-нормативное санкционирование) смыслах. Как отме-чает Лиотар, в постмодернистской культуре "все прежние центры притяжения, образуемые националь-ными государствами, партиями, профессиями, инсти-туциями и историческими традициями, теряют свою силу". В силу этого, по оценке Рорти, из актуализиру-ющихся в постмодернистском социуме стратегий "ни одна . Не обладает привилегиями перед другими". Культура постмодерна не дифференцируется на куль-турный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыс-лие, ереси и т.п.).

Ацентричность культурного прост-ранства постмодерна носит программный характер. Как утверждал Л.Фидлер в статье "Пересекайте грани-цы, засыпайте рвы", нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых. И публикация дан-ной работы в журнале "Playboy" практически и нагляд-но демонстрировала отрицание постмодернизмом аксиологической дифференциации культурного пространст-ва. В данном аспекте постмодернистская концепция "заката метанарраций" оказывается созвучной концеп-ции цивилизационного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на пре-зумпции этнического полицентризма. Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как лишен-ные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек.

"власть без трона" у Фуко "находится везде" и "исходит отовсюду". Также А. Предполагает отказ не только от выделения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутрен-нем - в противоположность внешнему (внутреннее как продукт складывания внешнего в постмодернист-ской концепции складки). Истолкованию предметности как децентрированной и дисперсной соответствует в постмодернизме и истолкование движения как равно-мерного рассеивания. По формулировке Делеза, его осуществление "подобно тому, как семенная коробочка выпускает свои споры". Аналогичен по своей семанти-ке и ключевой термин "диссеминация" у Деррида. Идея А. Имеет фундаментальный статус и для современного естествознания, в первую очередь - для синергетики.

Собственно, синергетические системы тем и отличают-ся от кибернетических, что в рамках последних порядок устанавливается в результате соответствующих ко-манд центра, в то время как в синергетических системах он возникает в результате автохтонной кооперации мик-роэлементов - вне конкретного плана, эксплицитно вы-веденного на глобальный командный уровень системы. "ни одно из . Взаимодействий не соотносится с гло-бальной задачей, все взаимодействия чисто локальны" (Пригожин и И.Стенгерс). Аналогично, согласно пост-модернистской оценке, принятие идеи центра фактичес-ки означает и принятие идеи внешней принудительной каузальности, т.е. Парадигмы линейного детерминизма. Как пишет Деррида, "всегда считалось, что центр .

Представляет собой в стуктуре именно то, что управляет этой структурой", и на протяжении всей истории мета-физики "функцией этого центра было . Гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры". В этом контексте феномен центра метафорически фик-сируется номадологией в семантической фигуре "Гене-рала" (см. "Генерал"). И если традиционные для клас-сической философии "системы - это иерархические системы, которые включают в себя центры значения и субъективации", то ризома представляет собой "не центри-рованную, не иерархическую . Систему без Генерала. Без центрального автомата" (Делез, Гваттари). В этом отноше-нии номадические распределения могут быть интерпрети-рованы как синергетические системы, - в отличие от ки-бернетических, что позволяет говорить о параллелизме тенденций в современном естествознании и гуманитаристике.

(См. Также Центризм.) М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Атеизм (От Греч. Atheos - Безбожный)

1) В тра-диционном понимании - ментально-мировоззренчес-кая установка, программно альтернативная теизму, т.е. Основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия, однако объективно изоморфная ему в гештальтно-семантическом отношении. А. Как "обернутый монотеизм" (Клоссовски), как "теология, где человек встает на место Бога" (Батай). В конкрет-ных формах может конституироваться в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному ве-роучению (определенной конфессии). В р..

Афтер-постмодернизм (Аfтеr-роsтмоdеrnisм)

Современная (по-здняя) версия развития постмодернистской философии - в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция, Означивание, Смерть субъекта, Номадология). В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как "кризис идентификации", и со-держательно разворачивается как генерирование про-грамм преодоления последнего (см. Воскрешение субъекта). В этом контексте может быть ..

Вальденфельс (Waldenfels) Бернхард (Р. в 1934)

Немецкий философ-феноменолог. С 1976 - профессор философии Рурского университета г. Бохума. Издает с 1975 вместе с Р.Бубнуром "Философское обозрение" ("Philosophische Rundschau") и серию "Переходы. Тексты и исследования в области действия, языка и жизненного мира" (совместно с Р.Гратхоффом). Первое диссертационное исследование В. Посвятил "сократовскому вопросу". Учился у Мерло-Понти в Париже, там же прочел "своего первого Гуссерля". Результат знакомства с феноменологией - докторская диссертация..

Вас Феррейра (Vaz Ferreira) Карлос (1872- 1958)

Уругвайский философ-модернист и педагог. В молодости увлекался позитивизмом (прежде всего концепцией Г.Спенсера). Сам В.Ф., подводя черту под первым периодом своего творчества, отмечал. "От доктрины Спенсера как таковой мало что осталось. Но кто из нас сегодня уверен, что не использует ее?". Последующие его работы были подчинены реализации двуединой установки на преодоление позитивистско-объективистских (натуралистических) методологических установок и европоцентризма в философии (который и порож..

Дополнительный поиск Ацентризм Ацентризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ацентризм" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ацентризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа