Власть

498

В классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечном счете материально-производственными отношениями.

Проблема В. Была систематически проанализирована в социологии М.Вебера, который ввел понятие легитимности господства (признания В. Управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время при анализе В. Принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии В. Связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В. Как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах.

С первым наброском такого подхода выступил Ницше. Он дезавуировал дея- теля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличная сила "воли к В." лежит, по Ницше, в основании существования. Познание мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В.". Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма до "новых левых". Фуко, исследуя комплексы "В. - знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки - Суверена) образования, специфика которых в том, что они - "везде". Эта "вездесущность" В. Задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум.

Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В. В "самом начале языка". Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса.

Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Более радикальные трактовки В. Содержатся в работах Делеза и Гваттари (В. Как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В. Через образы "В. Ткани", "В. Организма" и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. Заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. К ее систематизированному описанию. А.А. Горных.

Значения в других словарях
Витализм (Лат. Vitalis - Живой, Жизненный)

В современной философии комплекс идей, ориентированных на преодоление традиционного комплекса представлений о смерти. Проект "нового" В. Был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимание проблем В. Правомерно полагать следующие. "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жи..

Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (1889- 1951)

Австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета (1939-1947), скиталец и подвижник. Основоположник двух этапов становления аналитической философии в 20 в. - логического (совместно с Расселом) и лингвистического. Автор термина "картина мира". Поклонник учения позднего Л.Н.Толстого. (Шесть лет В. Проучительствовал в провинциальных населенных пунктах Нижней Австрии, опубликовал учебник по немецкому языку для народных школ - вторую после "Трактата" и последнюю, опубликованную при ..

Власть - Знание

См. ФУКО, ДИСПОЗИТИВ, "НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ" (ФУКО).. ..

Власть Языка

См. "РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ".. ..

Дополнительный поиск Власть Власть

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Власть" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Власть, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа