Гиперреальность

503

Понятие философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (Фуко). Феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка (см. Постмодернистская чувствительность). В рамках концепции "постистории" (см. Постистория) оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация на трактовку субъекта в контексте "вненаходимости" применительно к историческому процессу. В подобном семантическом пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте (см.

Симуляция). Таким путем постмодернизм выводит человека из-под диктата одной определенной культуры. Транскультурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам, но одновременно внутри их всех. - Транскультура отнюдь не определяется как аддитивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций. Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности - так называемая витро-культура (ср. Ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур - см. Руины). Согласно Бодрийяру, закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. Симулякров.

Аналогично, согласно позиции Эко, мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства - это идея "отсутствующей структуры". Знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации - любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею (см. Интерпретация, Экспериментация). Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийяр фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов"). Фактически Г. Может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляционность.

Американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. - "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. Фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное (см. Логика Пер-Ноэля). - В пространстве Г. Желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. Является то, что она заставляет поверить. Именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд - зона безусловной пассивности. Познание его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер.

В очерченном семантическом пространстве как потребление продукции шоу-бизнеса, так и уклонение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее измерение бытия сознания (ср. Со сформулированной в контексте концепции Франкфурт- ской школы идее "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерности). Идея Г. Оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д.Лион). (См. Виртуальная реальность.) Е.П. Коротченко.

Значения в других словарях
Гиперинтерпретация (Англ. Overinterpretation

Nothing found #123. ..

Гиперпонимание

Специфическая интерпретационная процедура, в результате которой адресат (слушающий, читатель, интерпретатор) "вычитывает" из сообщения больше информации, нежели входило в коммуникативные намерения адресанта (говорящего, автора). Г. Вполне может реализовываться как невольная, непреднамеренная интерпретационная процедура, обычная, например, в ситуациях, когда прямое сообщение понимается адресатом как имеющее второй смысловой план (т.е. Как намек, аллегория, метафора, символ) и т.п. Для постмодерни..

Глюксман (Glucksmann) Андре (Р. в 1937)

Французский философ. Работал ассистентом у Арона. Позже - сотрудник Национального Центра научных исследований. Основные сочинения. "Рассуждение о войне" (1967), "Кухарка и людоед" (1975), "Господа мыслители" (1977), "Европа 2004" (1980), "Цинизм и страсть" (1981), "Сила головокружения" (1983), "Глупость" (1985), "Декарт - это Франция" (1987) и др. В ранних работах, анализируя природу и характер войн, Г. Противопоставлял войну как схему активного сопротивления, как революцию - ее ипостаси абсолют..

Голос И Феномен

Введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля - работа Деррида ("La voix et le phйnomиne". Paris, 1967). В начале книги Деррида формулирует "предписание для самой общей формы нашего вопрошания. Не утаивают ли все же феноменологическая необходимость, строгость и проницательность гуссерлевского анализа, нужды, на которые он отвечает и которые мы прежде всего должны распознать,- метафизические предпосылки". Согласно автору, "сознание обязано своим привилегированным статусом (о котором Гуссерл..

Дополнительный поиск Гиперреальность Гиперреальность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гиперреальность" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гиперреальность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 15 символа