Касание (Греч. - Haptikos)
Понятие, приобретающее философский статус в рамках философии постмодернизма (Мерло-Понти, философия Другого), а также у Сартра - в границах категориально-понятийного комплекса, центрированного на категориях "складка", "тело", "кожа" и др. К. Характеризует способ, посредством которого наше тело вписывается в мир, не разрушая ни его, ни себя. К. Суть понятийное средство для описания определенного, ментально представленного чувства ("К."), которое приобретается человеком благодаря целостному опыту жизни и действий в пространстве (А.Монтэгю. "Касание. Человеческое значение кожи", 1986). (К. Не локализуется в границах оптических свойств зрения, выступая как видение кожей, как слой чувственности, который доминирует в процессе феноменологического конституирования телесности.) В данном контексте К.
Выступает как "воображаемый физический контакт" с фрагментами пространства и располагающимися в них объектами, ранее уже бывшими "затронутыми" нами. Мы в состоянии их видеть, слышать и ощущать исключительно благодаря тому, что разместили их вокруг себя и упорядочили вследствие множества прошлых неосознаваемых К. Восприятие посредством К. Неосуществимо вне фундамента в виде внутреннего образа телесности, который и конституируется как результат "сплетения" некоего "узора" из невидимых нитей предшествующих К. - В результате обмена К. Формируется "клеевая прослойка" между двумя телами или "плоть" (Сартр). К. (в рамках такого понимания его) перестает являть собой собственно К. В случаях, когда оно проникает "за" или "сквозь" кожу.
По Мерло-Понти, осуществимость К. Предпослана "касаемостью-в-себе" (фр. Tangible en soi). Человек чего-то способен касаться, но лишь потому, что его нечто касается и именно в том месте и в тот момент, когда и где он этого нечто касается. К. Как цельную процедуру разорвать невозможно. К. Не может и не должно сводиться к К.-репертуару, диктуемому человеку в качестве нормы идеальными жестами иных суверенных субъектов (действующих лиц коммуникации). В границах культурологических схем Канетти (осмысление природы власти в контексте ее сопоставления с образами хватающей руки, зубов, пасти, поглощения) особо значимой выступает проблема энергетики К. Как непосредственного телесного воздействия (в качестве знака угрозы смерти и - соответственно - знака влияния и власти).
В рамках подхода Н.М.Бахтина, зрение и слух человека являют собой незаинтересованное и безвольно-созерцательное основание чувственного опыта. Именно они обусловливают "холодок" между человеком и миром. Они предварительны, а не самоценны. Первичным же, по мысли Н.М.Бахтина, выступает осязание. Именно посредством К. Человек получает сведения о пределах себя самого, эротически постигая бытие. (См. Также Тело, Плоть, Кожа.) A.A. Грицанов.
Дополнительный поиск Касание (Греч. - Haptikos)
На нашем сайте Вы найдете значение "Касание (Греч. - Haptikos)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Касание (Греч. - Haptikos), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 26 символа