Модерн (Моdеrn) (Нем. Die Мoderne, Фр. Мodernitй)

207

Современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. В русле двух основных версий. I) По Хабермасу, именно "Гегель - первый философ, развивший ясное понимание современного. Поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под сомнение". (Ср. У Ш.Бодлера. Современность - умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit", или "нового времени", сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется.

1) индивидуализмом нравов. 2) правом на критику или свободой совести. 3) автономией поведения (то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки). 4) идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики. Постепенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники последних восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой".

Проект модерна, сформулированный в 18 в. Философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы "неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. Для разумной организации жизненных условий". Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуществления М. Как специфического "незавершенного проекта" необходимо направить "социальную модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую динамику экономической и управленческой системы деятельности".

Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". II) В современной французской философии авторами концепта "Новое время" называются М.Ж.А.Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. Суть эпоха господства метанарраций - см. "Постмодернистское состояние. Доклад о знании" (Лиотар), Метанаррация, Закат метанарраций. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную современность".

Метанаррации, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.). Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен (итог Освенцима и Холокоста). "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории - не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь". Народо-убийство Освенцима и открывает эпоху пост-М. (См. Модернизм, Постмодернизм, Настоящее.) A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Множественный Язык

См. ВТОРИЧНЫЙ ЯЗЫК.. ..

Мода (Лат. Modus - Мера, Правило, Образ)

Обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. Кант определял М. Как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение каким-либо явлением М. Известна еще с древности. М. В современном понимании появляется в Европе в 1А-15 вв. Изучение М. Не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к вы..

Модернизации

Концепция - один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно - теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. Параллельна концепции индустриализации, рассматривающей процесс превращения традиционного аграрного общества в индустриальное с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда. Ранними аналогами концепции М. Явились идеи о содержательной ..

Модернизм

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституи..

Дополнительный поиск Модерн (Моdеrn) (Нем. Die Мoderne, Фр. Мodernitй) Модерн (Моdеrn) (Нем. Die Мoderne, Фр. Мodernitй)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Модерн (Моdеrn) (Нем. Die Мoderne, Фр. Мodernitй)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модерн (Моdеrn) (Нем. Die Мoderne, Фр. Мodernitй), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 49 символа