Моррис (Мorris) Чарльз (1901-1979)

174

Американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения. "Шесть теорий разума" (1932), "Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей" (1937), "Основы теории знаков" (1938), "Пути жизни" (1942), "Знаки, язык и поведение" (1946), "Открытое Я" (1948), "Разнообразие человеческих ценностей" (1958), "Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей" (1964) и др. М. Утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового.

Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума - теории. Разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.). Разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.). Разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.). Разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.). Разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) - М. Предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления - научного знания - осуществляется в границах процесса, именуемого М. "семиозисом", предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины.

В проблемное поле семиотики М. Предложил включить. Те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или "знаковые проводники". Те предметы и явления, к которым знаки относятся, или "десигнаты". Воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего. Самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. Определил это взаимодействие следующим образом. "знаковый проводник" есть для толкуемого истолкователем "определенный Знак" в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника.

Семиозис предстает у М. Процедурой "осознания-посредством-чего-то". Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады ("знаковый проводник", "десигнат" и "толкователь"), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах. Как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой). Как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями). Как прагматика (изу- чающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака - это определенный организм, интерпретируемое им - одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют.

Указанный "организм" таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом "развороте" язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. Предложил содержательную интерпретацию категории "знак" в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей. "Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А - это знак".

Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы - вопрос "где", знаки-десигнаторы - вопрос "что такое", прескриптивные знаки - вопрос "как", оценочные знаки - вопрос "почему", знаки систематизации - формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. Сформулировал подходы к пониманию категории "дискурс", а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык.

Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного "я".

A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Молния

Метафорическое понятие, нередко используемое в рамках описаний механизмов миросозидания и промысла Логоса, а также ассоциируемое со светом и просвещением. В большинстве религий и мифов божество спрятано от людских взоров, а лишь затем внезапная вспышка М. На миг являет его в ипостаси деятельной мощи. В классической мифологии символика М. Объединяла в себе креационные и когнитивные аспекты. М. Как традиционный фаллический символ, с одной стороны, и как символ пронзающего тьму света (впоследствии ..

Молодость

Понятие, метафорически обозначающее в художественном модернизме творческую интенцию на инновационность и готовность к радикальным трансформациям наличного социокультурного состояния. В различных версиях встречается практически во всех направлениях модернистского искусства. Так, например, раннегерманская форма пред-модернизма носила название "югенд-стиля". У идеолога экспрессионизма Э.Л.Кирхнера читаем. "с верою в развитие и в новое поколение тех, кто творит, и тех, кто наслаждается их творчество..

Музиль (Мusil) Роберт (1880-1942)

Австрийский писатель, один из создателей так называемого интеллектуального романа 20 в. В 1901 окончил Технический институт в Брно, в 1902-1903 работал ассистентом Технического института в Штутгарте. Жил в Вене и Берлине, некоторое время являлся редактором влиятельного литературного журнала "Neue Rundschau". B 1923 получил авторитетнейшую в Германии премию имени Г.Клейста, которую вручил ему А.Дёблин. В 1938, после присоединения Австрии к нацистской Германии, эмигрировал в Швейцарию. Умер в безв..

Надзирать И Наказывать

Рождение тюрьмы - работа Фуко ("Surveiller et punir". Paris, 1975). Начиная книгу с описания публичной казни некоего Дамьена, покушавшегося на Людовика XV (1757), а также воспроизводя распорядок дня для Парижского дома малолетних заключенных (1838), Фуко приходит к выводу о том, что в течение менее чем века (середина 18 - первая треть 19 в.) произошло "исчезновение публичных казней с применением пыток". "за несколько десятретий исчезло казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимо..

Дополнительный поиск Моррис (Мorris) Чарльз (1901-1979) Моррис (Мorris) Чарльз (1901-1979)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моррис (Мorris) Чарльз (1901-1979)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моррис (Мorris) Чарльз (1901-1979), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 34 символа