Новой Волны, Авангард

182

Художественное направление в зрелом модернизме (см. Модернизм), осуществившее радикальный отказ от классического понимания творчества и переход к трактовке художественного произведения как не воплощенного в материале (в менее радикальных своих версиях - как не обязательно воплощенного или воплощенного в материале принципиально случайном). В силу сказанного в качестве одного из самоназваний "Н.В."А. Фигурировал термин "нематериальное искусство". Основан на концепции "пневматизма" (от греч. Pneuma - дух) И.Клайна (1928-1962), фундированной пониманием творчества как творения. Можно сказать, что в этом контексте художник трактуется не как демиургос в античном смысле этого слова (т.е. Как субъект гилеморфического оформления материала, конституирующего его в определенный предмет - в данном случае, произведение искусства), но как Демиург в теистическом его понимании (т.е.

Как субъект креации, не нуждающийся в исходной субстанции для творения). И.Клайн постулирует, что художественное творчество есть творение "из ничего", и произведение искусства в принципе не может быть объективировано в материале, представляя собой "зону нематериальной живописной чувствительности" (именно подобные "зоны" И.Клайн предлагал к обмену на золото в пустых залах на своей персональной выставке в Париже в 1958, утверждая, что "высшее качество нематериального должно быть оплачено высшим качеством материального"). В этом отношении "Н.В."А. Является естественным результатом развития парадигмы модернистского неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм). Программные идеи "Н.В."А. Могут быть также генетически возведены к раннему модерну, - в частности, к дадаистской программе отказа от традиционной "идеологии холста", ориентирующей художника на моделирование предметных коллажей (см.

Дадаизм, Коллаж), и к художественной практике pop-art, основанной на презумпции создания конструкций из готовых ("ready made") предметов (см. "Ready made", Pop-art, "Украденный объект"). В этом отношении "Н.В."А. Может быть рассмотрен в качестве закономерного и необходимого этапа в общей эволюции художественного модерна. "Н.В."А. Представлен такими художественными направлениями, как "ABC"-art, концептуальное искусство и "невозможное искусство", в свою очередь, дифференцированное на традиции Sky-art, Sea-art, Land-work (см. "ABC"-art, Концептуальное искусство, "Невозможное искусство"). Тяготея к "пневматизму" как к своему исходному концептуальному основанию, ни одно направление "Н.В."А., однако, не достигает заявленного в нем уровня радикализма.

Ближе всего к осуществлению сформулированной И.Клайном программы приближается такая ветвь "H.A."А., как концептуальное искусство. В сфере художественной техники ориентирован на использование нетрадиционных для искусства средств, предполагающих отказ от исконных приемов станковой живописи, графики и пластики. Формирование конструкций из бытовых предметов или технических модулей. Пластическое оформление композиций из людей и манекенов, живых растений и животных, текстовых фрагментов. Моделирование природных средств. Почвы, льда, облаков, пылевых бурь и т.п. - см. "Невозможное искусство". Конституировавшись в конце 1960-х, "Н.В."А. Культивируется вплоть до конца 20 в. (премия Тернера, полученная Э.Гормли за выставку в галерее Тейт в Лондоне).

Развитый "Н.В."А. Художественный прием моделирования произведения посредством свободной комбинации текстовых фрагментов послужил одной из предпосылок конституирования в современном постмодернизме концепции интертекстуальности, а также семантической фигуры "украденного объекта" (см. Интертекстуальность, "Украденный объект"). М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Новая Вещественность

См. "НОВОЙ ВЕЩЕСТВЕННОСТИ" ИСКУССТВО.. ..

Новой Вещественности, Искусство"

Направление в развитии художественного модернизма (см. Модернизм), репрезентирующее в общем контексте развития модернистского искусства традицию неоклассицизма. Наиболее ярко представлен в немецкой художественной традиции, в рамках которой могут быть выделены три ветви развития "Н.В."И. 1) южно-германская, или классическая, представленная такими авторами, как А.Канольд (сын известного немецкого художника традиционного направления Э.Канольда и наиболее последовательный выразитель идеологии и худо..

Новояз

Термин, введенный в гуманитарный оборот Оруэллом в романе "1984" для обозначения детерминированной тоталитарным обществом системы речи и языковых высказываний, способной жестко обусловливать (как в норме, так и в патологии) духовно-деятельностные алгоритмы целостной совокупности поведенческих репертуаров людей. По Оруэллу, Н., обслуживающий "идеологию ангсоца", базируется на постулатах, согласно которым. "правоверность - состояние бессознательное". "двоемыслие. Есть непрерывная цепь побед над со..

Номадология (От Общеевропейск. Nomad - Кочевник)

1) в собственном (узком) смысле - модельная концепция, предложенная Делезом и Гваттари. Исходные идеи номадологического проекта впервые были высказаны Делезом в работе "Логика смысла" - см. "Логика смысла" (Делез). Окончательную свою формулировку концепция Н. Обретает в совместных работах Делеза и Гваттари (прежде всего, второй том "Капитализма и шизофрении"). Сводное изложение идей номадологического проекта дано в англоязычном издании "Nomodology" (NewYork, 1986). 2) В широком смысле - фундамен..

Дополнительный поиск Новой Волны, Авангард Новой Волны, Авангард

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новой Волны, Авангард" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новой Волны, Авангард, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 21 символа