Оп-арт (Ор-аrт) (Визуальное Искусство) (Англ. Optic, Optical - Оптический)

228

Художественное направление неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) в традиции зрелого модернизма (см. Модернизм), ориентированное на моделирование пространства (объема) и движения нетрадиционными для искусства средствами, предполагающими отказ от исконных приемов живописи, графики и пластики. Представляет собой особый этап в эволюции неоконструктивизма. Выход на арену О.-А. Был оценен журналом "Art" (март 1965) как смена вех в неоконструктивистской программе. "pop-art умер, да здравствует op-art!". Расцвет О.-А. Приходится на 1965 (выставка "Чуткий глаз" в Нью-Йорке, где были представлены работы 75 авторов из десяти стран), хотя идея "отказа от холста" была высказана еще в конструктивизме 1920-х (Германия, Россия) и в геометрическом абстракционизме (школа Баухауза).

Первые художественные опыты в сфере моделирования пространственно-динамических сред были предприняты в начале 1930-х Г.Хаерле и в 1950-х В.Вазарели ("Сверхновое", "Лейре"). Целью произведения искусства О.-А. Теоретик данного художественного направления С.Тиллим считает создание "оптической иллюзии /ср. С ригоризмом борьбы с иллюзорностью сенсорного опыта в раннем модернизме. См. Кубизм, Экспрессионизм - M.M.I одновременного приближения и удаления планов динамически построенного пространства", достигаемой за счет "особой организации цветовых фигур". В идеале при длительном рассматривании произведения О.-А. Должен возникать особый зрительный эффект, порождающий иллюзию наблюдаемого движения элементов композиции ("LL 36 К 14 х JNV" Дж.Альвиани, "Непрерывность движения" Дж.Ле Парка, серия "Динамических видений" группы N и т.п.).

- По оценке М.Дюшана, предельным вариантом результата воздействия произведения О.-А. На зрителя может считаться "морская болезнь". В плане раскрытия изобразительного потенциала визуального искусства открытия в области О.-А. Критики ставят в один ряд с открытиями Шевреля в сфере цветоведения (С.Тиллим). По критерию специфики художественной техники могут быть выделены четыре направления в развитии О.-А. 1) собственно оптическое, ориентированное на создание световых эффектов посредством использования сложных технических приборов и оптических систем. Вращающиеся зеркала, фокусирующие и рассеивающие линзы, источники света различной природы и т.п. (в сфере концептуального обоснования художественной концепции О.-А.

Теоретики этого направления опираются на фундаментальную для европейской культуры символику света, восходящую к неоплатонизму и глубоко разработанную в христианской мистике). 2) так называемое "гештальт-геометрическое", ориентированное на создание геометрических конструкций из различных материалов (чаще - стекла, металла, реже - дерева или пластика). 3) графическое, в рамках которого переосмысливаются художественные приемы традиционной графики и произведение строится как своего рода конструкция повторяющихся графических элементов, расположенных друг относительно друга таким способом, чтобы вызвать иллюзию их перманентного смещения. 4) синтетическое, в рамках которого приводятся во взаимодействие все названные выше приемы (например, соответствующим образом расписанные металлоконструкции могут быть использованы в качестве движущихся каркасов для систем линз).

О.-А. Получил не только широкое (пусть и недолгое - практически до конца 1960-х) признание (нашумевшие выставки 1960-х "Колористический динамизм", "Одиннадцать вибраций", "Импульс" и др.), но и прикладное распространение. Графический О.-А. Нашел широкое распространение в сфере дизайна (росписи стен, текстиля, мебели и т.д.) и даже макияжа (от оформления века в стиле графического О.-А., имитирующего движение взгляда на собеседника - до особой женской моды конца 1960-х, предполагающей специальное "окно" в платье, обнажающее живот, покрытый аналогичной росписью). Синтетическое направление О.-А. Дало новый импульс развитию синтетического искусства как такового, берущего свое начало от дадаистской идеи "геометрической (хореографической и т.п.) поэзии" (см.

Дадаизм) и футуристической идеи "новой живописи" (см. Маринетти, Футуризм) и нашедшего свое наиболее полное воплощение в авангарде "новой волны" (см. "Новой волны" авангард). М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Онтологически Неуверенная Личность

Описанный Р.Лейнгом тип личности, испытывающей дефицит "первичной онтологической уверенности". Такая личность ощущает себя скорее нереальной, чем реальной, и скорее мертвой, чем живой. Ей не хватает чувства индивидуальности, автономности, временной непрерывности, субстанциональности, собственной ценности. Наконец, она переживает свое "я" как частично отчужденное от тела. Тип "О.Н.Л." предполагает и определенный тип дискурсивной деятельности, широко представленный, например, в художественной прак..

Онтология (Греч. On, Ontos - Сущее, Logos - Учение)

Учение о бытии. В классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы. В современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "О." был введен Р.Гоклениусом ("Философский лексикон", 1613) и - параллельно - И. Клаубергом, введшим его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика" ("Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", 165..

Опыт-предел

См. ТРАНСГРЕССИЯ, НЕВОЗМОЖНОСТЬ. ..

Оральная Живопись

См. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ..

Дополнительный поиск Оп-арт (Ор-аrт) (Визуальное Искусство) (Англ. Optic, Optical - Оптический) Оп-арт (Ор-аrт) (Визуальное Искусство) (Англ. Optic, Optical - Оптический)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оп-арт (Ор-аrт) (Визуальное Искусство) (Англ. Optic, Optical - Оптический)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оп-арт (Ор-аrт) (Визуальное Искусство) (Англ. Optic, Optical - Оптический), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 74 символа