Семиозис (Греч. Sema - Знак)

275

Термин, принятый в семиотике. Обозначает "процесс интерпретации знака", или процесс порождения значения. Термином "С." пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139-199) для постановки диагноза. С. Означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в С. (1) то, что выступает как знак. (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат). (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта). Один из основоположников современной семиотики Пирс применял понятие "С." для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения "объект - знак - интерпретанта". Для Пирса именно понятие "С." было центральным понятием его семиотической теории.

По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак. Объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию.

Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном С. В рамках такого подхода С. - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. С. - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея С. Выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно "спрятан" в череде семиотических медиаций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. Моррис определял С. Как "процесс, в котором нечто функционирует как знак".

Он также выделял три измерения С. (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа). 1) семантика - характеризует отношение знака к своему объекту. 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу. 3) прагматика - исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы). [См. Также Семиотика, Знак, Интерпретация, Интерпретант(а).] А.Р. Устинова.

Значения в других словарях
Сеа (Zea) Леопольдо (Р. в 1912)

Мексиканский философ, один из основоположников "философии латиноамериканской сущности", переформулировавший ее в проект "философии освобождения", в основе которой, согласно его концепции, должна лежать философия истории, разрабатывающая специфический латиноамериканский опыт. В этом отношении он концептуально и организационно реализовал идею своего учителя Гаоса-и-Гонсалеса Полы (в свою очередь ученика Х.Ортеги-и-Гассета) о необходимости создания собственной (по духу и смыслу) философии истории И..

Семанализ (Sйmanalyse)

"теория текстуального означивания". Семиотическая концепция, разработанная Кристевой в качестве альтернативы соссюрианской семиологии и одновременно выступающая как форма "перевода" психоаналитических идей З.Фрейда и Лакана на язык лингвистики и семиотики ("сем-анализ"). Кристева усматривала в С. Новую материалистическую теорию означивания, внутренняя логика которой изоморфна ее привилегированному объекту - поэтическому языку ("поэтический язык" понимается Кристевой как гетерогенное измерение яз..

Семиология Как Приключение

Работа Р.Барта (1974), посвященная анализу сущности и метатеоретических оснований семиологии как одной из важнейших (в рамках постмодернистской парадигмы) областей теоретического анализа знаковой сферы и деятельности. Так, важнейшее проблемное поле "С.какП." задается у Р.Барта анализом природы семиологии как особого рода деятельности, которая с его точки зрения едва ли может считаться "обыкновенной позитивной наукой". Это связано, с одной стороны, с ее принципиально дискурсивным (см. Дискурс), а..

Семиотика (Греч. Semeion - Знак)

Научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. Играет заметную роль в методологии гуманитарных наук. Любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. Находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научной теор..

Дополнительный поиск Семиозис (Греч. Sema - Знак) Семиозис (Греч. Sema - Знак)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Семиозис (Греч. Sema - Знак)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семиозис (Греч. Sema - Знак), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 28 символа