Складывание

171

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее новый способ артикуляции соотношения внутреннего и внешнего, конституирую-щий внутреннее как имманентную интериоризацию внешнего. Данная установка представляет собой специ-фикацию общей парадигмальной установки постмодер-низма на снятие жестко линейных оппозиций, традици-онно фундировавших собою стиль мышления классиче-ской западно-европейской рациональности. Субъект-объектная оппозиция (см. "Смерть субъекта"), оппози-ция внешнего и внутреннего, мужского и женского (см. Соблазн) и т.п. Термин "С." оформляется в рамках пост-модернистской концепции складки, однако идея интери-оризации внешнего как необходимого условия возмож-ности конституирования внутреннего является универ-сально значимой для философии постмодернизма.

Так, фундаментальным основоположением постмодернист-ской текстологии выступает та презумпция, что, "мни-мая внутренность смысла уже сплошь проработана его же собственным внешним. Она всегда уже выносит себя вовне себя" (Деррида), снимая саму возможность разли-чения имманентно-автохтонного и привнесенного (см. Интертекстуальность). Аналогично, по Фуко, "Внеш-нее" есть "движущаяся материя, оживленная перисталь-тическими движениями, складками и извилинами, кото-рые вместе образуют Внутреннее. Они - внешнее, но внутреннее Внешнего". Так, например, феномен "не-мыслимого" интерпретируется Фуко не в качестве внешнего по отношению к мысли как таковой, но в ка-честве того, что "лежит в ее сердцевине" как "невозмож-ность мышления, которая удваивает и выдалбливает Внешнее", - иными словами, "немыслимое есть внут-реннее мысли".

Процессуальность С. Наиболее детально моделируется в контексте теории становления субъек-тивности Делеза ("субъективация создается складчатос-тью"), в рамках которой эксплицируется механизм фор-мирования складки. Согласно его концепции, становле-ние субъективности может рассматриваться только как автохтонный процесс самоорганизации. "все . Детер-минации мысли уже являются первоначальными фигу-рами действия мысли", и становление субъективности реализует себя вне принудительной каузальности, - в режиме "Да будет. (Fiat!)", т.е. В режиме, который "зара-нее разрушает всякий императив". Исходным состояни-ем субъективности выступает для Делеза так называе-мое "дикое" (до-предикативное) сознание", определяе-мое им как "натурализм "дикого опыта".

Зафиксирован-ное Делезом состояние "дикого опыта" может быть оце-нено как аналог исходного субъективного хаоса, - как в смысле отсутствия выраженной структуры, так и в смысле потенциальной креативности. "именно сингу-лярности, все еще не связанные по линии внешнего как такового, формируют плодородную массу". Проблема внешнего является центральным моментом делезовской модели формирования субъективности, и интерпрета-ция последнего Делезом радикально дистанцируется от традиционной. Соотношение внутреннего и внешнего мыслится Делезом не как противостояние имманентно автохтонного чужеродно навязанному, не как принуди-тельное воздействие "внешней" силы на "внутреннее", но - напротив - как органичная интериоризация внешнего.

"внутреннее есть операция внешнего". По-добно "дикому опыту" как исходному состоянию внут-реннего, внешнее также выступает у Делеза в качестве "неоформленного внешнего" как принципиально нома-дического (см. Номадология) распределения интенсивностей. "неоформленное внешнее - это битва, это бур-ная штормовая зона, где определенные точки и отноше-ния сил между этими точками носятся по волнам". Со-гласно Делезу - в общем русле номадической оценки плоскости как пространства соприкосновения внутрен-него и внешнего, т.е. Пространства динамики - именно на границе внешнего и внутреннего и в тесном взаимо-действии внутреннего с внешним и осуществляется процесс становления субъективности. "внутреннее яв-ляется складыванием предполагаемого внешнего".

Процесс конституирования субъективности выступает одновременным процессом параллельного оформления внешнего и внутреннего в процессе их взаимостимули-рующего (кросс-каталитического) взаимодействия. "складка внешнего конституирует самость, в то время как само внешнее формирует соответствующее внут-реннее". Механизм оформления субъективности моде-лируется Делезом как проявление на макроуровне тех процессов, которые происходят на микроуровне. "син-гулярности не имеют форм и не являются ни телами, ни говорящими лицами. Мы входим в мир неопределенных двойников и частичных смертей. Это микро-полити-ка". Однако объективация происходящих на микроуров-не процессов предполагается Делезом в качестве макро-скопической.

"но дело стратегии - осуществляться в страте". Объективирующиеся в виде макроструктур из-менения порождают страты, которые, по словам Делеза, "просто собрали и сделали затвердевшими пыль и зву-ковое эхо битвы, разворачивающейся под ними". Что же касается сущности происходящих на микроуровне трансформаций, то фактически Делез фиксирует пере-ход от некоординированного сосуществования сингулярностей к их "интеграции". Так, если исходно, по сло-вам Делеза, взаимодействия в зоне субъективации про-исходят так же, как происходят они у "мотыльков или перышек, глухих и слепых по отношению друг к другу", то в ходе становления субъективности "отношения меж-ду силами становятся интегрированными" (ср. С идеей Деррида о "пробуждении" в процедурах деконструкции "спящего смысла" текстовых семем или "сем", с одной стороны, и с синергетической идеей перехода от изоли-рованного бытия "спящих молекул" или "молекул-гипнонов" к молекулярной "кооперации" - с другой).

От-крытость самоорганизующейся системы мыслится в концепции С. В качестве условия самой возможности феномена самоорганизации. В зоне складки "мысль воз-действует на себя, открывая внешнее как собственный немыслимый элемент". В модели Делеза "это происхо-дит так, что отношения внешнего, изогнутого обратно, ...позволяют отношению к себе возникнуть и конститу-ировать внутреннее". Субъективность как внутреннее оформляется посредством "удвоения", т.е. "интериори-зации внешнего". Собственно, само внутреннее как та-ковое, по Делезу, "является просто складчатостью внеш-него, как если бы корабль был изгибанием моря". Воз-никающая на каждый конкретный момент времени кон-фигурация складок понимается Делезом как принципи-ально не окончательная, - она оценивается как ситуа-тивно значимая, и принципиально подлежащая измене-нию в силу непредвиденных флуктуации.

"эти складки удивительно изменчивы и, более того, обладают различ-ными ритмами, чьи вариации создают несводимые виды субъективации". Процесс становления субъективности оказывается принципиально нон-финальным и интер-претируется Делезом в качестве реализующегося по-средством случайных флуктуации, что фиксируется им в понятиях "жребия" и "игры" ("лотереи"). "мышление вызывает трансмиссию сингулярностей. Это бросок жребия. Бросок жребия фактически выражает . Отно-шение, установленное между сингулярностями, возни-кающими случайно". Более того, если современное ес-тествознание делает вывод о том, что в рамках нелиней-ных динамик могут быть обнаружены зоны, где дейст-вуют сугубо линейные закономерности и проявляет себя традиционно понятая каузальность ("островки детерми-низма" в "океане нестабильности" в теории катастроф Р.Тома), то и у Делеза можно встретить совершенно ана-логичные рассуждения.

Так, по его словам, "отношения между силами ...группируются или наугад, или в соот-ветствии с определенными законами", - фактически "случай работает только в первом варианте, в то время как второй, вероятно, действует согласно условиям, ко-торые частично детерминированы первым, как в цепи Маркова, где мы имеем непрерывный ряд новых сцепле-ний. Это и есть внешнее. Линия, которая продолжает связывать беспорядочные события в смеси случая и за-висимости". Идея кросс-каталитического взаимодейст-вия внешнего и внутреннего апплицируется Делезом не только на пространственные, но и на временные параме-тры С. Последнее оказывается процессом интериоризации будущим прошлого, что фиксируется Делезом по-средством понятия "Память".

"Память - это настоящее имя отношения к себе или воздействия Я на Я". Собст-венно говоря, по оценке Делеза, "складывание и удвое-ние само есть Память". Именно "абсолютная память", по оценке Делеза, "удваивает настоящее и внешнее и представляет единое с забвением, так как она сама бес-конечно забывается. Ее складки фактически сливаются с развертываем, поскольку последнее сохраняется в пер-вых как то, что сложено". Вместе с тем концепция складки фиксирует и векторное (содержательное) тяго-тение самоорганизующейся субъективности к будуще-му, что семантически изоморфно синергетической уста-новке на тяготение системы к будущим своим состояни-ям, выраженное в понятии аттрактора. По словам Деле-за, "внутреннее конденсирует прошлое.

Но взамен сталкивает его с будущим, которое приходит из внешне-го, меняет его и заново создает". (В плане фиксации тер-минологических параллелей между философией пост-модернизма и современным естествознанием может быть отмечено, что Г.Николис и Пригожин, анализируя феномены спирального и винтового хаоса в свете иссле-дования влияния на них хаотического аттрактора, отме-чают, что "важнейшая особенность, прослеживаемая на обоих. - образование складки на поверхности, вдоль которой происходит неустойчивое движение".) М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Синявский

См. АБРАМ ТЕРЦ. ..

Скандал В Философии

Понятие, конституирование которого вызвано попытками придания философии статуса исчерпывающе универсальной, жестко дедуцированной системы завершенного зна-ния. Понятие "С. В Ф." введено Кантом, который, по-лемизируя с Беркли, усматривал в неочевидности для последнего (пусть даже и в умозрительном философ-ском контексте) реальности существования вещей, именно духовную ситуацию "С. В Ф." Наиболее четко отсутствие какой бы то ни было значимой и, тем бо-лее, возрастающей совокупности универсальных ф..

Скриптор ("пишущий")

Понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня-тие "автор" (см. Автор, "Смерть Автора") и фиксиру-ющее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отноше-нию к тексту. 2) личностно-психологическими характе-ристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне ра-мок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе "не существует субъекта пись-ма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. "рождается одновременно с тексто..

Скрытая Цитата

См. ИНТЕРТЕКСТУ-АЛЬНОСТЬ. ..

Дополнительный поиск Складывание Складывание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Складывание" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Складывание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа