Хеппенинг (Нарреning) (От Англ, To Happen - Происходить, Случаться, Иметь Место; Устоявшийся Русск. Эквивалент - "Хэппенинг")

227

Художественный прием, предложенный в зрелом модернизме (см. Модернизм), основанный на программном событийном совпадении феноменов художественного произведения, с одной стороны, и процедуры его восприятия - с другой. Идея X. Восходит к раннему дадаизму ("вечера" как жанр художественного произведения - см. Дадаизм), получает активное развитие в контексте неоконструктивизма, прежде всего, в рамках кинетического искусства (например, опыты театральной режиссуры Р.Раушенберга и Р.Уитмена - см. Неоконструктивизм, Кинетическое искусство, Машинное искусство). Достигает расцвета в искусстве авангарда "новой волны" (см. "Новой волны" авангард), особенно - в традиции "невозможного искусства", ориентированного на процессуально артикулированные произведения, имеющие статус события (см.

"Невозможное искусство"). Чаще всего X. Предполагает непосредственное участие субъекта восприятия произведения в процессуальности его протекания. Например, согласно описанию Ж.Юнье, для дадаистского X. В 1920 в Кельне в качестве условия его возможности выступали определенные (задающиеся контекстом) действия участников=зрителей (деревянный модуль М.Эрнста у входа, предполагающий нанесение по нему ударов. Танцы в дымоходных трубах и т.п.). Аналогично, статус своего рода "интегрального X.", основанного на деятельности большого числа субъектов=зрителей, имели произведения концептуального искусства. Как отмечал Р.Берри, "произведение во всей его целостности неизвестно, потому что оно существует в умах очень многих людей, и каждый человек может реально знать только ту часть произведения, которая содержится в его сознании" (см.

Концептуальное искусство). (В этом плане художественным приемом, альтернативным X., может считаться воплощение идеи художника в материале, статус бытия которого является независимым от наличия или отсутствия феномена его восприятия, когда темпоральность существования произведения не совпадает с темпоральностью его презентации. Классическая скульптура и живопись, например.) В некоторых жанрах (чаще всего - в жанре "саморазрушающегося произведения") феномен X. Не только фундирует, но и исчерпывает собою способ бытия художественного произведения как такового. Например, самоуничтожение конструкции Ж.Тингели "В знак уважения к Нью-Йорку" при большом скоплении публики (см. Кинетическое искусство), пылевая буря в Канзасе, смоделированная Р.Серрой, "Взрыв" Д.Оппенгейма и т.п.

(см. "Невозможное искусство"). (Вместе с тем, процессуальность бытия "саморазрушающегося произведения" может и не предполагать в своем протекании зрительского восприятия вообще, будучи тем самым противоположной X., поскольку, по оценке Д.Шайри, создаются по замыслу автора "не для зрителя", но "для себя и для искусства" - см. Саморазрушающееся произведение.) Поскольку программно одноразовый характер X. Выражает в себе то, что теоретиком "невозможного искусства" Дж.Челентом было обозначено как "субстанция события", постольку идея X. Выступает одной из предпосылок формирования постмодернистской концепции события как уникально неповторимой и единичной "сингулярности" (см. Событие, Событийность). Кроме того, на основе фигуры X.

В постмодернизме конституируется такая семантическая фигура, как performance, задающая видение речевого акта как событийно артикулированного (см. Хомский, Апель). Парадигма восприятия процессуальности как одноразового X. Сыграла существенную роль в оформлении фундаментальной парадигмы идиографизма в современной культуре (см. Идиографизм). МЛ. Можейко.

Значения в других словарях
Хаосмос

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос - космос (см. Космос, Хаос), ни в системе отсчета оппозиции смысл - нонсенс (см. Нонсенс), но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) - при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин "X." был введен Д.Джойсом ("Поминки по Финнегану") как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В классическ..

Хейзинга (Нuizinga) Йохан (1872-1945)

Нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. По культуре европейского средневековья и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919. "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др.) X. Примыкает к традиции швейцарск..

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922)

Русский поэт-кубофутурист, мыслитель, чьи воззрения имеют выраженную философскую размерность, новатор, в чьем творчестве - при содержательной и хронологической отнесенности к модернизму - может быть прослежен своего рода социокультурный прото-резонанс идей постмодернизма в философии и искусстве начала 20 в. Органично сочетал в своем творчестве художественное видение предмета описания и концептуально-теоретическую четкость анализа социокультурных феноменов. Познакомившись с философской традицией ..

Холл (Нall) Стюарт (Р. в 1932)

Представитель постнеклассической мыслительной традиции, британский теоретик в области "культурных исследований" (см.). Директор Центра Культурных исследований в Бирмингемском университете (1964-1979). Ныне профессор социологии в Открытом Университете. Основные сочинения. "Культурные исследования". Две парадигмы" (1980), "Культурные исследования и Центр. Некоторые проблематики и проблемы" (1980), "Кодирование/декодирование" (1980), "Проблема идеологии. Марксизм без гарантий" (1983), "О постмодерн..

Дополнительный поиск Хеппенинг (Нарреning) (От Англ, To Happen - Происходить, Случаться, Иметь Место; Устоявшийся Русск. Эквивалент - "Хэппенинг") Хеппенинг (Нарреning) (От Англ, To Happen - Происходить, Случаться, Иметь Место; Устоявшийся Русск. Эквивалент - "Хэппенинг")

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хеппенинг (Нарреning) (От Англ, To Happen - Происходить, Случаться, Иметь Место; Устоявшийся Русск. Эквивалент - "Хэппенинг")" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хеппенинг (Нарреning) (От Англ, To Happen - Происходить, Случаться, Иметь Место; Устоявшийся Русск. Эквивалент - "Хэппенинг"), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 125 символа