Барокко
общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине — середине XVIII в. И обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. В 1700—30 е гг. Разрабатывались новые принципы градообразования. Регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые» проекты), формирование парадно-представительского центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений. Дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий), верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров.
Различие в опыте и художественных пристрастиях западно-европейских зодчих, приглашённых Петром I на строительство Петербурга (Д Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти и др.), обусловило многообразие стилистических оттенков в архитекторе раннего Б. Практическая деятельность, освоение опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих — М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектора этого периода отличалась ясностью объёмно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластикой декоративных деталей, употреблением высоких кровель, часто с изломом, двухцветной окраской стен.
Колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра I, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство (1727—38, архитектор И. К. Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли. Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрелъна и др. Для зрелого Б. (1740 е — начало 1760 х гг.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России.
Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочеталась с пластической насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трёхчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочёными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнаментов, мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущим архитектором этого периода был В.
В. Растрелли (Зимний дворец, Строганова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском Селе и др.). Одновременно с ним работали С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А. Ф. Вист, М. Д. Расторгуев и др..
Дополнительный поиск Барокко
На нашем сайте Вы найдете значение "Барокко" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барокко, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа