Камень природный в строительстве и архитектуре Ленинграда

90

различные породы естественного камня (известняки (в том числе травертин), кварциты, песчаники, мрамор, гранит и др., использующиеся для кладки фундаментов, облицовки зданий и их интерьеров, набережных, для сооружения отдельных архитектурных элементов, устоев мостов, создания крупных монументов, городской и парковой скульптуры, её постаментов, малых форм архитектуры (верстовые столбы, фонтаны, ограды и т. Д.). С начала XVIII в. Наряду с деревом главный строительным материалом были плитчатый известняк и его разновидность травертин (пудостский камень) из карьеров Путиловской горы (у впадения р. Волхов в Ладожское озеро), из каменоломен на pеки Тосна, Ижора, Волхов и вблизи Гатчины. Известняком облицовывались цоколи, вырезались ступени лестниц почти всех зданий начала XVIII в., позже — плиты для полов и тротуаров.

В XVIII—XIX вв. Из травертина выпиливались колонны, им облицовывались стены сооружений. С середины XVIII в. Осваивались месторождения декоративных мраморов в Карелии у сёл Тивдия, Рускеала, Йоэнсу. Бледно-розовым мрамором из Тивдии (добывался с 1768. В 1809 вблизи начал работать распиловочный завод) частично облицованы стены Мраморного дворца, Инженерного замка, интерьеры Исаакиевского собора, Казанского собора, Мариинского дворца и др. Первые блоки серого и серо-белого рускеальского мрамора были отправлены в Петербург в 1766 (в 1767 у Рускеалы были заложены мраморные карьеры и открыта распиловочная мельница). Им также облицованы многие здания Петербурга, (Кушелева — Безбородко дом и др.). С конца XIX в. Камень из этого карьера и соседних с ним линз и пластов используется для получения извести, мраморной крошки и небольшого количества облицовочного материала другог состава, цвета и рисунка (стены и пилоны подземного зала станции метро «Приморская»).

Редкий сорт мрамора из села Йоэнсу (так называемый ювенский), из которого сооружались в основном колонны дворцов и особняков (например, дома Апраксина, Абамелек — Лазарева дома), ныне не используется. С 1 й трети XVIII в. Началась разработка карельских и финских гранитов. С 1730 х гг. Камень добывался по северо-западном берегу Ладожского озера у сёл Яккима, Тиурула, озерка Куореярви, но использовался сравнительно мало из-за отсутствия навыков в обработке. В 1740 е гг. В Петербурге стал завозиться «сердо-больский» гранит из окрестностей Сердоболя (ныне Сортавала) и различных мест по западному берегу Ладожского озера, первоначально использовавшийся для кладки фундаментов, а с 1760 х гг. Для создания устоев мостов, больших монументов, скульптуры (атланты на портике Нового Эрмитажа, 1844—49, скульптор А.

И. Теребенёв), колонн (колонны портика Николаевского дворца, (см. Дворец Труда)), различных архитектурных деталей (оформление Невских ворот Петропавловской крепости, части фонтанов и др.). В 1770 с побережья Финского залива была доставлена гигантская гранитная глыба «гром-камень» (масса около 1600 тонн) для постамента памятника Петру I (см. Медный всадник), С 1784 стали поступать красные граниты из разработок Валаамского монастыря на острове Путсаари (Путсало) у северо-западногго берега Ладожского озера Первоначально его крупные блоки служили для кладки фундаментов, затем он стал широко применяться для облицовки (пьедестал памятника Екатерине II на Островского площади). С последнего десятилетия XVIII в.

Применялся другой сорт красного гранита — «рапакиви» («гнилой», «крошащийся») из разработок Питерлакского месторождения у г. Фридрихсгам (ныне Хамина, Финляндия) на берегу Финского залива «Рапакиви» широко распространён в строительстве XIX в. — колонны в интерьере Казанского собора, колонны, стилобаты, ступени Исаакиевского собора, Александровская колонна, а также постаменты большинства памятников и монументов, его плитами покрыты тротуары, облицованы многие набережные. Для этих же целей в XIX в. Использовался и другой красный гранит из разработок на острове Сюскюянсари (остров св. Германа) у северного берега Ладожского озера (монолитный пьедестал памятник Александру III у Московского вокзала. Не сохранился).

С конца XVIII в. В Прионежье у села Шокша добывался малиново-красный кварцито- песчаник (так называемый шокшинский кварцит, шокшинский порфир, или шохан). Это единственное месторождение такого камня, который не встречается в крупных блоках, поэтому особенно дорог и используется в редчайших случаях и в небольших количествах(верхняя часть пьедестала памятник Николаю I, фриз парадного фасада Инженерного замка). Таким же уникальным являлся карельский черный шунгитовый сланец (аспидный сланец) из единственного разрабатывавшегося месторождения у Нигозера в северном Прионежье. Из него изготовлялись плиты для подоконников, наличники, плинтусы для дворцов и богатых особняков. С конца XVIII в. Широко распространился мраморизованный известняк из-под Ревеля (ныне Таллинн) и окрестностей хуторов Эзель (на острове Эзель, ныне Сааремаа) и Васалема (так называемый ревельский, эзельский, васалемский известняки), а с середине XIX в.

Из разработок у мыса Кирна близ Ревеля (так называемый кирновский камень). С мест разработки камень везли посуху до Ревельского порта, а затем судами доставляли по Балтийскому морю до Петербурга, Прибалтийские известняки — белые, светло-серые с сиреневыми пятнами или розовые плитчатые камни. Из кирновского камня высечены капители, колонны, вазы на фасаде и цоколь портика Нового Эрмитажа, из васалемского — сложные архитектурные детали фасада здания москательной фирмы «Штоль и Шмит» (улица Гоголя, 11), многочисленные архитектурные детали, ступени лестниц, балюстрады, тротуарные плиты. Со 2 й половины XIX в., с развитием железных дорог, началось широкое использование привозного камня, в основном легко обрабатываемого и обладающего высокими декоративными качествами песчаника, из других стран, главным образом из Германии.

С 1850 х гг. В строительстве Петербурга, появился светло-серый бременский песчаник (месторождение в 100 км к Югу от Бремена), который шёл на вытёсывание колонн, скульптур, декоративных деталей (облицовочные плиты фасада Юсуповой особняка, Литейный проспект, 42). Почти одновременно в строительстве Петербурга, распространились красный, жёлтый, зелёный песчаники, добывавшиеся по всему Шварцвальду, а также в долинах pp. Неккар, Альб, Кинциг (отделка здания Русского торгово-промышленного банка). С конца 1880 х гг. В Петербурге стали поступать серые или желтовато-серые и красные радомские (шидловецкие, куновские) песчаники из Польши (облицовка верхней части бывшего Частного коммерчнского банка, 1910, архитектор В.

П. Цейдлер, Невский проспект, 1. Внешнее оформление Дома Первого Российского страхового общества). В конце XIX — начале XX вв. К числу декоративных и строительных камней добавились розовые и серые граниты из Финляндии (с мыса Гангут, или Ханко, и из под города Ништадт) и из Швеции, а также из двух месторождений на Карельском перешейке — у села Антреа (ныне г. Каменногорск) и из Ковантсари (ныне станций Возрождение). Они также применялись при строительстве банковских зданий, гостиниц, доходных домов. Из редких пород облицовочного камня, употреблявшегося в строительстве начала XX в., примечательны живописные гранатовые (альмандиновые) гнейсы, добывавшиеся на островах у западного берега Ладоги (облицовка Маркова дома).

В СССР используются красные и розовые граниты из вновь открытых месторождений на восточном берегу Онежского озера (облицовка административных зданий на Литейном проспекте и улице Типанова), серые и розовые граниты из старых месторождений «Каменногорское» и «Возрождение» (стела и постамент монумента на площади Восстания у Московского вокзала), путиловский плитчатый известняк (пудостский камень) и чаще всего (благодаря дешевизне и лёгкости обработки) сааремааский (с острова Сааремаа) доломит (стены Театра юных зрителей, Большого концертного зала «Октябрьский», хлебозавода Куйбышевского района (Лиговский проспект, 73) и множество других современных зданий)..

Значения в других словарях
Каменный театр

(Большой театр), первое постоянное в Петербурге и одно из крупнейших в России XVIII в. Театральных зданий (архитектор Ф. В. Фон Баур, М. А. Деденёв, по проекту Л. Ф. Тишбейна). С 1783 в нём давались оперные, балетные, а также драмматические (до создания в 1832 Александрийского театра) спектакли, проводились концерты, балы и др. Увеселительные мероприятия. До середине XIX в. Здесь выступала императорская придворная труппа. Здание неоднократно перестраивалось (первоначально зрительный зал имел 3..

Каменский Валентин Александрович

(1907—1975), архитектор, народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с 1941. Окончил Ленинградский институт инженеров промышленного строительства (1931). Преподавал там же (1931—1939) и в ЛИСИ (с 1941, профессор с 1959). В 1951—1971 главный архитектор Ленинграда. Один из авторов проектов Генеральных планов развития Ленинграда (1942, 1966), с 1944 руководил восстановлением и застройкой Кировского района, руководитель проекта планировки и застройки проспект Стачек (1951—1955), Комсомольской площа..

Камерный музыкальный театр

(набережная р. Мойки, 94), создан по инициативе режиссера Ю. И. Александрова (художественный руководитель театра). Открыт в 1987 (в помещении театра бывшего Юсуповского дворца) пасторалью «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля и оперой «Верую» В. Г. Пигузова (по рассказу В. М. Шукшина). Репертуар театра включает оперы русских, современных и зарубежных композиторов. «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Пегий пёс, бегущий краем моря» А. П. Смелкова (по повести Ч. Айтматова), «Рита» и «Колокольчик» Г. ..

Камерон Чарлз

(1730 е гг. — 1812), архитектор. Представитель классицизма. По происхождению шотландец. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге в качестве придворного архитектор Екатерины II, в 1802—1805 главный архитектор Адмиралтейств-коллегий. Среди произведений К. — комплекс сооружений в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Павильон Агатовые комнаты (1780—1785) с Холодными банями, в архитектуре которых использованы мотивы римских терм. Висячий сад и Камеронова галерея (1783—1786, пандус — 1793),..

Дополнительный поиск Камень природный в строительстве и архитектуре Ленинграда Камень природный в строительстве и архитектуре Ленинграда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Камень природный в строительстве и архитектуре Ленинграда" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камень природный в строительстве и архитектуре Ленинграда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 57 символа